Россиян вынуждают платить «налог на розовое»

Почему женские товары стоят дороже мужских

24 янв. 2017 Электронная версия газеты "Владивосток" №4070 (9) от 24 янв. 2017

По данным мониторинга Высшей школы экономики, с октября 2014 года по ноябрь 2016 года розничный оборот товаров и услуг сократился на 15,4%, что говорит о снижении потребительских стандартов.

О том, как изменилось поведение российского потребителя, отличаются ли наши покупатели и продавцы от западных, какие категории товаров в нашей стране наиболее проблемные и что ждет в наступившем году недобросовестных производителей и торговцев, в интервью «Известиям» рассказал президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

– Изменился ли портрет покупателя за последние годы?

– Да, но это произошло не за год и даже не за десятилетие. Потребитель серьезно изменился за последние 25 лет. Он стал более грамотным, у него есть выбор, он понимает, где и как должна стоять маркировка, читает состав.

– К каким товарам он наиболее внимателен и какую продукцию можно назвать наиболее проблемной?

– Спиртные напитки и продукты питания. То, что легко фальсифицируется и продается. Порой это приводит к самым тяжелым последствиям – вспомните массовое отравление «Боярышником» в Иркутске. Не думаю, что кто-то специально заменил этиловый спирт на метиловый. Но то, что люди занимаются страшным бизнесом, – это факт. Это погоня за высокой нормой прибыли при минимуме затрат.

– Как решить проблему?

– Необходим более жесткий контроль. Мы выступаем за повышение меры ответственности до уголовной для производителей некачественного алкоголя. Уже готовится законодательная инициатива, предполагающая введение уголовной ответственности для «черных» производителей алкоголя.

Сейчас наказание в виде маленьких штрафов не соответствует ущербу, который наносится некачественным алкоголем. При этом на черном рынке спиртной продукции есть и подпольные заводы, где разливают то, что опасно для жизни и здоровья, и официальные производители, которые работают во вторую нелегальную смену. Они скорее наносят экономический ущерб, не выплачивая налоги.

– Проверок производителей станет больше или меньше?

– К сожалению, многие ведомства контролируют одно и то же. К одному производителю могут прийти и из Роспотребнадзора, и из пожарной охраны. Поэтому необходимо навести порядок. Большое количество проверок – серьезная нагрузка на бизнес. И моральная, и организационная, и финансовая. Уже практикуется риск-ориентированный подход к проверкам. Тех, кто представляет наибольшую опасность – экологическую или пожарную, – проверять нужно чаще. Других – реже или вообще не проверять. Еще один вариант – сделать проверки нацеленными на конкретные проблемные точки, опасные для общества, человека и окружающей среды.

– Поговорим о европейском опыте. В Старом Свете существует негласный «налог на розовое»: женские товары стоят дороже мужских. Цена отличается, даже если вещи идентичные (например рубашки, пальто). Наблюдается ли такая тенденция в России?

– Да, ведь женщина считается лучшим покупателем. Так называемый налог на розовое – общемировая тенденция. Какие-то категории товаров для женщин стоят дороже на 10–15 %. Другие – лишь на 1–3 %.

– Когда это явление проникло в Россию?

– В советское время «налога на розовое» не было. Зато был госплан: цены рассчитывались исходя из реальной стоимости, а не с точки зрения гендерного различия. Новая тенденция зародилась одновременно с выходом во внешний мир. В 1990-е годы в нашу страну пришел западный рынок со своими законами. Тогда и появился «налог на розовое».

Ведь женщина – более активный покупатель, чем мужчина. Она любит разнообразие. А производитель и продавец, которые об этом знают, никогда не откажутся от лишней прибыли. Сначала наши торговцы были привязаны к вещам, произведенным на Западе, но потом и отечественные производители стали ориентироваться на общемировые тенденции.

– Еще одна общемировая тенденция – этичное потребление. Не считаете ли вы, что предложение некоторых марок одежды сдать на переработку вещи, чтобы получить скидку, а потом купить еще несколько предметов гардероба скорее пиар-акция, а не забота о природе?

– Согласен, это лишь пиар и инструмент борьбы за покупателя. Поэтому каждый из нас должен спрашивать себя: нужна ли ему еще одна вещь? В Европе люди давно более прагматично относятся к потреблению. Большого изобилия вещей у европейцев нет. Но и современная российская молодежь, как и на Западе, стала считать, что лучше потратить средства на путешествия или образование, чем на очередное платье и кроссовки. А вот люди более старшего поколения привыкли к широкому выбору в гардеробе.

Истинно этичная марка, на мой взгляд, – это в первую очередь соотношение цены и качества. Хорошая вещь прослужит долго. А это – забота о природе. Мы планируем поддерживать все, что будет способствовать защите окружающей среды. Тем более что 2017-й – это Год экологии.

Автор: Евгений СИДОРОВ