​Новогоднее примирение

Две эпохи одного века соединились в музее

22 дек. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4058 (194) от 22 дек. 2016
2bea83c24fff8a0d3988390b4d6f43ac.jpg

Большие окна музея имени Арсеньева, выходящие на Светланскую, уже вторую зиму подряд служат своего рода витриной-завлекалочкой. Прохожие нет-нет да и замедляют шаг, проходя мимо великолепной новогодней керамики Ольги Калюжной – составной части выставки «Волшебное время».

А уж если кто заинтересуется и зайдет на выставку, то ему выпадет шанс узнать о том, как однажды из жизни русских людей исчезли Рождество и Новый год, а потом вернулись и почему это происходило…

– Выставка «Волшебное время», – говорит экскурсовод Лариса Дударовская, – представляет посетителям традиции празднования Рождества и Нового года в России на примере нашего прекрасного Владивостока. Здесь мы собрали экспонаты XIX–XX веков. И даже если просто пройтись и внимательно почитать, то можно вспомнить, как такие, казалось бы, далекие от политики праздники, как Рождество и Новый год, стали заложниками самых настоящих политических игр…

Например, Владивосток дореволюционный, встречающий предвоенный 1913 год… Ох и труден был, по словам Ларисы Дударовской, для городских властей месяц декабрь! Из Санкт-Петербурга отчетов требуют, а тут в первые дни зимы праздник за праздником. Сначала покровителей артиллерии и моряков – святой Варвары и святого Николая. Надо обязательно военное начальство поздравить, на балу в Офицерском собрании побывать. А потом – Рождество, только успевай поздравлять да поздравления принимать. Отдышаться не успеешь – уже и Новый год… А сколько затей устраивали горожане на праздники – тут тебе и экипажные елки для детей, и в каждой гимназии праздники, и катания с гор, и катки, и балы…

– Вот, к примеру, уникальный экспонат, – говорит экскурсовод, – маскарадный костюм Александры Шевелевой, сохранившийся в семье Янковских в Калифорнии. Это платье русской боярыни с отделкой из пуха страуса, золотым шитьем было создано в 1870-е годы в России. Такие наряды даже в богатых семьях передавали от матери дочери, потому что это, по сути, произведение искусства. А вот – открытки рождественские и новогодние, с ангелочками, пухлыми детишками в салопчиках, посмотрите, как они отличаются от тех открыток, которые стали выпускаться в советское время…

Впрочем, в советское время с праздниками, как говорится, вышла напряженка. Сразу после революции, как известно, религия была объявлена опиумом для народа, поэтому с Рождеством стали бороться.

– Самые суровые и страшные мероприятия были в 20-х годах, – говорит Лариса Дударовская. – Комсомольцы в рождественские дни стали проводить «красные елки» – богоборческие, со сжиганием чучел святых и тому подобное. В конце концов празднование Рождества было приравнено к уголовному преступлению. Попал под раздачу и Новый год – в Стране Советов имели право быть только два настоящих – народных! – праздника: 7 Ноября и 1 Мая. Остальное – криминал…

И после этого рассказа совсем несмешной выглядит висящая на выставке газета 1930 года, изданная центральным советом воинствующих безбожников, – «Против религии, за пятилетку в четыре года», с лозунгами «Ни одного прогульщика в Рождество», «Долой Рождество, за новый быт!»… Новый год, а уж Рождество и подавно, в те темные времена справляли едва ли не конспиративно, втихомолку… За весьма короткие по меркам истории сроки – что такое 70 лет, люди дольше живут! – удалось фактически полностью лишить огромную страну тысячелетних традиций – ведь даже сегодня Новый год отмечают куда ярче, чем Рождество…

– А частичной реабилитации, как известно, – продолжает рассказ экскурсовод, – Новый год подвергся в 1935 году, когда в «Правде» 28 декабря была опубликована заметка Павла Постышева «Давайте организуем детям хорошую елку!». Постышев писал, что несправедливо лишать детей праздника. И что удивительно – в том же году буквально по всей стране были организованы первые елки.

Разумеется, выскочить из-под жесткой цензуры новогоднему празднику не удавалось много лет. На елку стали вешать вместо «безыдейных» игрушки со смыслом – тракторы, флажки, красные звезды, потом – космонавтов, буденновцев, кукурузу. Если захотеть, по елочным игрушкам можно проследить всю историю СССР… Первый тост за праздничным столом полагалось пить за здоровье вождей, да и выходным днем 1 января стало очень нескоро… Про реабилитацию Рождества, разумеется, и речи не было.

С тех пор Новый год стал навсегда самым любимым праздником у россиян. На выставке «Волшебное время» можно увидеть немало интересного именно из эпохи СССР. Например, коллекцию экспонатов, посвященных встрече Нового года на плавбазе «Иероним Уборевич»: костюмы «Русская красавица» и «Несмеяна», которые были сшиты библиотекарем Егоровой для карнавала, елочные игрушки и открытки с Большой земли. Рядом – уникальные елочные игрушки, например, самодельная игрушка военных лет мышка…

– Интересно понаблюдать, – говорит Лариса Дударовская, – за тем, как менялся дизайн новогодних открыток. Смотрите: от девушек-почтальонов в полушубках до мальчика – символа Нового года – в костюме космонавта… Но если открытки менялись, то пожелания родным и близким во все времена оставались прежними. Особая ценность выставки – открытка, написанная знаменитым сказочником Александром Роу приморскому деятелю культуры Ефиму Зусману, работавшему начальником краевого управления кинофикации Приморья…

Много еще интересного показывает посетителю выставка «Волшебное время» – и советские новогодние плакаты разных лет, и афиши театров с детскими новогодними (в 90-х годах уже и рождественскими) постановками, и зимние пейзажи таких мастеров кисти, как Иван Рыбачук, Кирилл Шебеко, Вениамин Гончаренко, Юлий Рачев…

В рамках выставки музей проводит экскурсии для детей и взрослых. Кроме того, на новогодние каникулы во всех зданиях музея имени Арсеньева запланированы квесты и мастер-классы для детей, причем с 1 января. Об этом чуть подробнее мы расскажем в предновогоднем выпуске «В».

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ