Новогодние традиции не будут нарушены
Сотрудники МУПВ «ВПЭС» подготовились к дополнительной нагрузке на сети в праздничные дни
Пока горожане готовятся к Новому году, закупают мандарины, украшают елки и размышляют над подарками, сотрудники МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей» тоже поглядывают на календарь: 31 декабря – день не только повышенного настроения, но и повышенной ответственности служб жизнеобеспечения. Нагрузка на сети возрастает, и все профильное оборудование должно сработать на отлично, чтобы сюрпризы в праздничные дни были только приятными.
С какими результатами муниципальное предприятие подошло к зимнему периоду и не будет ли нарушена давно заведенная горожанами традиция в Новый год даже не задумываться о тепле и свете?
Что нам светит?
Электрическое хозяйство, которое находится в эксплуатации МУПВ «ВПЭС», достаточно велико: это 12 тысяч километров линий среднего напряжения и более 40 тысяч километров линий низкого напряжения. Линии высокого напряжения – это уже компетенция ДРСК. Город запитан энергией от 70 присоединений на 40 подстанциях распределительной компании.
Линии среднего напряжения тянутся к трансформаторным подстанциям. В ведении ВПЭС порядка 1300 таких объектов. Здесь напряжение в 6кВ преобразуется в 0,4 кВ и подается в щитовые торговых центров, офисов, жилых домов, а затем уже конечным потребителям.
– Владивосток поделен на четыре сетевых района – Центральный, Восточный, Северный и Океанский, которые отвечают за бесперебойное и качественное электроснабжение жителей Владивостока, – рассказывает Андрей Сальников, главный инженер МУПВ «ВПЭС». – Территориально зона нашей деятельности распространяется практически до Артема. Граница проходит в районе «Мерседес-центра».
Человеческий фактор
Чтобы все электрическое хозяйство работало исправно, ему требуется профилактика. На каждый сетевой район приходится порядка 350 трансформаторных подстанций. График проверки объектов составлен так, чтобы максимально сократить неудобства для потребителей. Ревизия подстанций проходит раз в два года. Но во время профилактических мероприятий электричество отключают. Без этого не обойтись. Ревизия длится от 4 до 8 часов, но эти часы на годы вперед позволяют системе работать стабильно.
– Объем работ большой, – продолжает Андрей Александрович. – Проверяются все узлы электроустановки, контактные соединения и так далее. Кроме того, при ревизии основного оборудования трансформаторных подстанций осуществляются дополнительные обходы кабельных и воздушных линий. Следим за состоянием опор, проводов, чтобы исключить и по возможности снизить риски возникновения технических отказов.
Кстати, если взять статистику аварийных ситуаций, то только в 30 % случаев виноват износ оборудования. Остальные 70 % – это механические повреждения, связанные с деятельностью посторонних. Пресловутый человеческий фактор. Кто-то решил поставить забор, выкопать траншею под водопровод, вбить сваю и так далее. Люди зачастую подходят к таким делам без должной организации. Проводят земляные работы, не зная, какие сети проложены по территории. Кабельные линии по нормативу закопаны на глубину от 0,7 до 1 метра. Любой экскаватор может их зацепить. Из-за таких повреждений предприятие несет большие расходы на восстановление сетей. А взыскивать ущерб порой не с кого, потому что «копатели», задев кабель, скрываются с места происшествия.
Два часа – для УК
Профилактика, выявление болевых точек и ремонт невозможны без человеческого присутствия. Сейчас на помощь профессионалам приходят новые технологии, диспетчеризация, система телемеханики. Из 72 ключевых районных трансформаторных пунктов 32 входят в систему телемеханического управления, которая позволяет дистанционно контролировать состояние коммутационных аппаратов, величину электрических нагрузок и делать необходимые переключения. Это позволяет уменьшить время реагирования на ту или иную ситуацию, принимать более грамотные, обоснованные решения, чтобы возобновить подачу электроснабжения там, где произошло отключение, максимально оперативно.
– Но ни в коем случае мы не сможем отказаться от человеческого присутствия. Электросеть – объект повышенной опасности, – подчеркивает Андрей Сальников. – Какое бы действие ни произвел диспетчер с помощью дистанционного управления, на объект должен приехать оперативный персонал, проверить работу оборудования, продублировать действие телемеханики.
Жители многоквартирных домов (МКД) являются потребителями второй категории. Перерыв в электроснабжении здесь допускается на период выезда оперативно-выездной бригады и произведения необходимых переключений. В каждом доме есть два кабеля – основной и резервный. Оба находятся под напряжением. По идее, электрик из управляющей компании должен просто прийти и переключить питание дома с основного источника на резервный. Дело нехитрое. На это ему дан норматив – 2 часа. Однако не всегда специалисты УК так поступают. В каких-то домах щитовые находятся в запущенном состоянии, в других случаях сказывается нехватка персонала и так далее.
– Не стоит путать городские электросети с внутридомовыми, – замечает Андрей Александрович. – У управляющих компаний есть четкий норматив:
2 часа на возобновление электроснабжения МКД. У нас четкого норматива нет. На устранение неполадок влияет множество факторов: насыщенность территории сетями, непогода, пробки, машины, припаркованные у входа в трансформаторные станции. Как правило, мы укладываемся в 2 часа. Редко решение проблемы занимает больше времени.
Жители частного сектора относятся к потребителям третьей категории. Перерыв в электроснабжении там допускается в течение суток. Конечно, мы не ждем 24 часа. Обычно двух-трех часов достаточно.
Электрический пик
В дни новогодних каникул электросети испытывают дополнительную нагрузку.
– Самый напряженный день, конечно, 31 декабря. Нагрузка на электросети зависит от многих факторов: от температуры наружного воздуха, от погоды, от того, рабочий это день или выходной, – объясняет Андрей Сальников. – В этом году нам повезло: 31 декабря выпадает на субботу, а это значит, что нагрузка будет распределена в течение всего дня. Когда праздник выпадает на будни, все примерно в одно и то же время приходят домой после работы, начинают готовить, включая массу электроприборов. В такие дни пиковая нагрузка увеличивается до 20 процентов от обычной. В выходные – от 5 до 7 процентов.
Электрические сети в любом случае должны обеспечить бесперебойную работу системы. 31 декабря – особо ответственный день, поэтому предприятие прибегает к дополнительным мерам. Помимо диспетчеров, техники и оперативных бригад 31 декабря на каждый сетевой район выйдут дополнительные усиленные бригады, они при необходимости будут выезжать для устранения повреждений.
– Мы хорошо готовились к зиме в течение года, – говорит Андрей Александрович. – Система налажена и работает исправно. Дополнительные меры приняты. Надеюсь, что в этом году пройдем праздники спокойно.
В зиму вошли спокойно
Что касается тепловых сетей, то главный показатель их работы – это бесперебойное течение отопительного сезона и своевременное реагирование на технические отказы.
– Отопительный сезон протекает в штатном режиме, – комментирует Андрей Цуриков, заместитель директора МУПВ «ВПЭС» по эксплуатации тепловых сетей. – Сезон начался на десять дней раньше прошлогоднего, что повлекло за собой небольшое увеличение расхода электроэнергии. С другой стороны, это дало нам возможность более спокойно войти в зиму, скорректировать режимную карту, подстроить гидравлику. Идем стабильно и по графику.
Число порывов в теплосетях невелико, и, самое главное, устраняются они своевременно. Во многом благодаря межсезонной подготовке и тому, что механизм их устранения отлажен как часы.
Порядок и сроки проведения аварийно-восстановительных работ на поврежденном участке устанавливаются исходя из местных условий и конструктивных особенностей прокладки теплосетей: насыщенности подземных коммуникаций, интенсивности движения автотранспорта, прохождения теплотрассы по территории собственников или арендаторов земли, нахождения на аварийной теплосети капитальных строений и так далее. В зависимости от ситуации устранение порыва занимает от 2 до 8 часов.
Общего норматива сроков восстановления теплоснабжения в МКД не существует, как не существует двух абсолютно одинаковых домов. На каждый МКД – свой норматив, который зависит от его расположения, ограждающих конструкций и так далее. Это время, за которое строение не успевает промерзнуть.
В случае возникновения аварийной ситуации в тепловых сетях подземной прокладки место порыва определяется посредством течепоисковых приборов. При определении места повреждения оцениваются его характер, масштаб и возможные последствия. Принимаются меры к локализации аварийной ситуации: ограждение опасной зоны сигнальными знаками и предупредительными плакатами, указание ремонтному персоналу об отключении поврежденного участка теплосети. Работа, как правило, ведется круглосуточно.
– В каждом районе Владивостока есть аварийные бригады, которые выезжают на заявки, определяют сложность работ, – рассказывает Александр Кунгурцев, главный инженер ПП ЭТС. – Работа координируется через центральную диспетчерскую службу. Если есть необходимость, вызываются техника, дополнительный персонал, сварщики. Если течь зафиксирована на длинном подземном участке, не обойтись без лаборатории МУПВ «ВПЭС». Однако в 80 % случаев сил аварийной бригады – слесарей МУПВ «ВПЭС» – достаточно.
Заправили полный бак
Новогодние праздники на эксплуатацию теплового хозяйства города имеют слабое влияние. Батареи как грели, так и будут греть – что в Новый год, что 8 Марта, что в любой будний день.
– Единственное – увеличивается расход горячей воды, – отмечает Андрей Цуриков. – Пик потребления – с 19 до 23 часов. Люди желают встретить Новый год чистыми, убрать, помыть посуду. Но, когда все это делают одновременно, потребление водного ресурса заметно возрастает.
– Поэтому 31 декабря мы рассчитываем нагрузку наших станций с учетом увеличенного расхода горячей воды, – подчеркивает Андрей Геннадьевич. – Ситуацию держим под контролем. Обычно баки-аккумуляторы горячей воды держим загруженными на две трети, а в Новый год наполняем до верхней отметки. Эта мера скорее профилактическая. В основном для спокойствия души. Мы делаем все, чтобы наступление праздников не стало для нас неприятной неожиданностью, а у горожан было как можно меньше жалоб на отсутствие тепла или горячего водоснабжения. До наступления праздников отдельное внимание уделяется работе с оперативным персоналом: проводятся инструктажи, противоаварийные и противопожарные тренировки. В праздничные дни на предприятии назначаются ответственные лица, определяется количество и состав аварийно-восстановительных бригад, техники, лиц, заступающих на дежурство.
Все это позволяет говорить, что новогодние праздники пройдут спокойно. И сюрпризы возможны только приятные. А неприятные, если они и возникнут, будут оперативно устранены.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ