Эрмитаж движется на восток

Чтобы большое искусство было ближе к жителям тихоокеанской России

16 дек. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4055 (191) от 16 дек. 2016
94288449dde30bf3cc0e73e8f6f48fe2.jpg

Центр «Эрмитаж-Владивосток», который примерно через год появится в нашем городе, в первую очередь строится для владивостокцев, для приморцев, а уж потом – для привлечения туризма. Об этом на традиционной ежегодной пресс-конференции в Санкт-Петербурге рассказал директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. На пресс-конференции в Северной столице присутствовал и корреспондент «В».

Уже стало традицией, что каждый год в начале декабря Эрмитаж отмечает свой день рождения и что празднование – открытие новых интересных выставок, день бесплатного посещения, 3D-шоу – длится с 7 по 9 декабря. А директор одного из крупнейших музеев мира рассказывает прессе об итогах года и планах на будущее.

– Мы приняли – это цифры на начало декабря – 3,6 миллиона посетителей, и я уверен, что к концу года цифра вплотную подойдет к 4 миллионам, – сказал Михаил Пиотровский. – Мы открыты для новых методов и форм работы с публикой, например, некоторые залы будут работать до глубокого вечера и после закрытия основных экспозиций. На эти выставки можно будет пройти по инет-билетам, они наверняка привлекут внимание молодежи. Мы постоянно работаем над улучшением доступности наших экспозиций. Например, в будущем году начнем менять систему подъемников для инвалидных колясок.

А затем Михаил Борисович обратился к итогам выставочной работы и сразу же заговорил о Владивостоке.

– Мы целенаправленно движемся на восток, идем в регионы, создаем центры Эрмитажа в Калуге, Омске, Владивостоке, – сказал Михаил Борисович. – Хочу особо подчеркнуть: создание центра во Владивостоке – это не ход по привлечению туристов из Японии или Китая в этот прекрасный город. Еще только создавая концепцию будущего центра «Эрмитаж» на берегах Японского моря, мы в первую очередь думали о жителях этого города, столь отдаленного, что не все из них могут себе позволить приехать в Санкт-Петербург, побывать в нашем здании, приобщиться к нашим выставкам. Именно для них все и делается, чтобы люди могли прикоснуться к великому. Да, развитие туризма тоже важно, спору нет, но это далеко не первоочередная задача. Поэтому мы не будем специально рекламировать создание центра в странах-соседях – Японии, Южной Корее, Китае.

Еще отмечу, что уже сегодня, пока только начинается ремонт и переоборудование выделенного под центр здания, мы стараемся показать во Владивостоке то, что составляет наши золотые фонды. Да, пусть пока мы не можем показывать в этом городе масштабные выставки, но можем порадовать горожан, продемонстрировав им нечто небольшое, но уникальное – я имею в виду показ иконы первой японской иконописицы Ямаситы Рин, которая прошла в Приморской картинной галерее. Также по осени мы направили в город самый настоящий десант, провели лекции для всех желающих, мастер-классы для сотрудников галереи, ведь создание центра «Эрмитаж-Владивосток» будет курировать именно Приморская картинная галерея… И такая деятельность – лекции, мастер-классы, показы – будет только расширяться.

Затем Михаил Пиотровский обратился к тому, что можно назвать «мягкой силой искусства», рассказал о выставках, которые Эрмитаж в разгар антироссийских санкций и определенного рода антироссийской истерии в Европе провел во Франции и в Италии. Безусловно, такая работа имеет даже более важное значение, чем дипломатическая, ибо язык искусства понятен всем и подчас убеждает сильнее любых других доводов.

– Мы ездили в Пальмиру и провели выставку скульптур из Пальмиры, – сказал Михаил Пиотровский, – и это было очень важно. Мы хотели напомнить, что, во-первых, Санкт-Петербург – Северная Пальмира, во-вторых, что шедевры Пальмиры спасли русские. И наши специалисты готовы участвовать в восстановлении и реставрации разрушенных памятников этого древнего города.

Не обошел вниманием Михаил Пиотровский и темы «скандальных выставок», например, работ современного голландского художника Яна Фабра, против которой так яростно выступали то ли защитники животных, то ли очередные «оскорбленные в чувствах».

– Выставки должны вызывать обсуждение, эмоции, даже дискуссии, и не только у специалистов, – сказал Пиотровский. – Для нас это важно. Но, с другой стороны, мы не можем себе позволить обращать на «помоечные дискуссии» слишком пристальное внимание и слишком активно к ним прислушиваться. Вот вам пример: в этом году мы показывали в залах «Олимпию» Мане, и публика шла взглянуть на классическое искусство, а ведь в свое время это была самая скандальная картина XIX века. Критики предостерегали: на такое нельзя смотреть беременным и детям, публика плевала на картину в буквально смысле, о ней говорили: порнография, ужас, убрать… И вот прошло чуть больше века. Сегодня на великое творение Мане идут смотреть как на прекрасную классику, и только у специалистов картина вызывает дискуссии, опять же профессиональные. Так что всему свое время. Надо просто быть спокойнее.

Подробнее о деталях поездки корреспондента «В» в Санкт-Петербург читайте в следующей толстушке.

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ