Директор школы расправляет крылья

Рассказ о своих ошибках помог педагогу из Владивостока стать лауреатом Всероссийского конкурса

2 дек. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4047 от 2 дек. 2016

Финалистом и лауреатом Всероссийского конкурса «Директор школы» стала Оксана Нанобашвили, директор владивостокской школы № 65. Кроме того, она победила в номинации «Директор-экономист».

Уже во второй раз педагоги Владивостока занимают столь высокие места в этом престижном соревновании. Три года назад также в финал вышла Светлана Соколова, директор школы № 28.

Попасть в тридцатку финалистов «Директора школы» – уже значит победить. Все, кто вошел в это число, получают дипломы лауреатов. А путь до тридцатки отнюдь не простой.

346 директоров школ со всей России в этом году подали заявку на участие в конкурсе. Но в Москву, на финальный этап, отправились только 30. «Мелкое сито» заочных испытаний было весьма серьезным…

Директор плохим быть не может

– С 2013 года, когда я стала призером конкурса, являюсь экспертом и членом малого жюри «Директора школы» (большое жюри состоит из именитых ученых, педагогов и так далее), – рассказывает Светлана Соколова. – Когда только объявляется новый конкурс, нам направляют эссе, написание которых является первым шагом на пути участия в конкурсе. Мы должны их прочитать и оценить. Это первый отборочный этап. Те, кто прошел, получают домашнее задание.

В этом году нужно было снять видеролик на тему «Я хороший директор, потому что…».

Мы отсматриваем все ролики, каждый оцениваем. Одновременно с нами работает и большое жюри. Затем наступает очный этап, когда всех экспертов малого жюри также приглашают в Москву. Стараюсь ездить каждый год, а в этом году мне было особенно интересно, потому что моя коллега, землячка прошла в финал, попала в тридцатку. Это очень почетно.

– Почему вы решили подать заявку на участие в конкурсе, Оксана Николаевна?

– В определенном смысле виновником была Светлана Викторовна, – улыбается Оксана Нанобашвили. – В прошлом году она предложила мне – при поддержке городского управления по работе с муниципальными учреждениями образования – съездить в Москву на финал конкурса и посмотреть, как он проходит. Потому что как раз в 2015-м я победила в городском конкурсе «Лидер в образовании», и Светлана Викторовна посчитала, что мне по силам и участие в таком престижном состязании.

И уже там, в Москве, было так интересно, что у меня возникло желание поучаствовать. Зашла на сайт конкурса, заполнила регистрационную форму, написала эссе «Управленческий компромисс: опыт поиска баланса желаемого и возможного». И стала ждать.

– А как вы ответили на заданный в видеоролике вопрос: «Я хороший директор, потому что…»?

– Знаете, я трижды снимала – вместе с мужем, который очень поддерживал меня, этот самый ролик. Все казалось, что надо как-то по-другому…

– Если позволите, – вступает в разговор Светлана Соколова, – отвечу на этот вопрос. Наши директора в принципе не привыкли себя хвалить. Это надо набраться смелости… Замечу, что в ролике у Оксаны Николаевны была одна очень точная фраза: «Я не понимаю, почему говорят: «Я хороший директор, потому что…» Директор плохим быть не может!». Этой фразой она сказала все!

Именно тогда у меня появилась надежда, что Владивосток будет в финале конкурса.

Главный приз – бесценный опыт

– Что же было дальше, Оксана Николаевна?

– Надо было выполнить домашнее задание – составить выступление на тему «Моя управленческая ошибка, которая меня чему-то научила».

Управленческие ошибки – это не редкость, по большому счету, мы можем допускать их каждый день (считаю, что это не страшно, главное, понимать, что ты ошибся и начинаешь исправлять). Я взяла для примера три свои основные ошибки.

Первая – это ошибки в мышлении директора, да и любого руководителя. Иногда нам кажется, что идея, пришедшая нам в голову, идеальна и она непременно должна воплотиться в жизнь. Потом время расставляет все на свои места, ты анализируешь и понимаешь: слава богу, что не воплотилась…

Вторая ошибка типична для многих директоров – «кто везет, на том и едем». Это кадровая работа, когда ты взваливаешь на плечи тех учителей, которые работают добросовестно, все больше и больше, зная, что они сделают… И вроде бы поощряешь человека за старание, но в случае моей ошибки этого все равно оказалось мало.

Третья ошибка – один в поле не воин, а пахарь. Когда только пришла директором в новую школу, в новый коллектив, мне все время казалось, что сама сделаю лучше, чем если поручу кому-то. Все думалось, что тебя не так понимают, а значит, не так сделают, и в конечном счете ты перестаешь работать эффективно и ужасно устаешь. Надо учиться – и я сказала об этом на конкурсе – в буквальном смысле заставлять себя делегировать полномочия, учиться доверять: отдай человеку – и пусть он работает.

– Были ли на конкурсе задания импровизационного характера?

– Да, несколько. И это было очень интересно, проверялись самые разные наши качества: умение быстро реагировать, находить решения в короткое время, разбираться в людях, оценить другого человека. Все задания давали нам возможность проявить себя и получить полезный опыт.

– Вы стали лауреатом конкурса. Насколько участие в нем было полезно, чему научило?

– Во-первых, у меня не было большого опыта публичных выступлений перед такой солидной аудиторией, это оказался очень полезный опыт, который еще надо проанализировать. Ведь я не просто выступала с докладом, а говорила перед теми, кто меня оценивал. Это было сложно…

Во-вторых, «Директор школы» – конкурс, в котором проигравших нет вообще. Поскольку общение с коллегами из разных городов – Красноярска, Улан-Удэ, Калининграда, Новосибирска, да отовсюду – оно просто бесценно. Мы живем в одной системе образования, но она так отличается. У меня завязалось столько полезных контактов, столько интересного узнала! Мы теперь все общаемся в Ватсапе, постоянно на связи, всегда можно найти ответ на какой-то вопрос, узнать новости.

Кроме того… Я уже получила предложение войти в создаваемый сейчас в нашей стране Совет директоров школ и, разумеется, согласилась. Ведь там будут рассматривать чрезвычайно важные вопросы образования.

Затем мне предложили отправить на семинар в Казань нескольких учителей моей школы. Это только начало, ведь конкурс прошел в середине ноября. У меня такое чувство, что после него у меня выросли крылья и все только начинается. А ведь так оно и есть, – добавляет Светлана Соколова. – Я приняла участие в конкурсе три года назад. И за эти три года меня, моих педагогов гораздо чаще приглашали на стажировки, на форумы, чем раньше. Потому что есть прямой контакт, понимаете? Мои учителя за это время побывали в Новосибирске, вернулись – и в школе были созданы творческие лаборатории; в Самару на конкурс завучей съездила наш представитель и получила приз. Все это и есть полезный опыт, главный итог конкурса.

И я очень надеюсь, что наши с Оксаной Николаевной рассказы о конкурсе, живой, так сказать, пример заставит наших коллег из Владивостока активнее подавать заявления на участие. Уверена, нашим директорам вполне по плечу выиграть его.

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ