Ночь. Диканька. Чудеса…

Приморская сцена Мариинского театра показала черту, где раки зимуют

1 дек. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4046 (182) от 1 дек. 2016

Заснеженные хатки, в каждой из которых так уютно, так по-домашнему горит свет. А на дворе метель, ночь темная – хоть глаз выколи. Кто там бродит по такой погоде? Как кто? Черт да Солоха! Прямо на Приморской сцене Мариинского театра творят они свои безобразия…

Премьера оперного спектакля «Ночь перед Рождеством» прошла в театре 25 и 26 ноября. Свою постановку, осуществленную в 2008 году на сцене Мариинки в Санкт-Петербурге, на подмостки Владивостока перенесла режиссер Ольга Маликова.

– У меня особое отношение к этому спектаклю, очень теплое и бережное, можно сказать, что он – мой самый любимый спектакль, – говорит Ольга. – Много лет я мечтала его поставить, услышала эту оперу Римского-Корсакова – влюбилась. С ней и поступала в консерваторию на режиссуру музыкального театра. А потом эту оперу поставила в Мариинском, а теперь переношу на Приморскую сцену, и уверена, что он, как и у нас в Петербурге, полюбится публике.

– Перенос спектакля – непростая работа, вы столкнулись с трудностями?

– Нет! Конечно, у нас были сжатые сроки, но труппа и все службы театра сумели мобилизоваться. Мы работали чуть больше недели, и хочу отметить высокий уровень оперной труппы, балетной, артисты хора потрясающе работают, технические цеха показали уровень, достойный столицы.

– Вы очень бережно обошлись с самой оперой, однако добавили, если так можно сказать, детали для ее оформления…

– Да, добавила драматический пролог, взяв текст у самого Гоголя из предисловия «Вечеров на хуторе близ Диканьки». В самом начале спектакля появляется пасечник Рудый Панько, он начинает рождественскую колядку, которая продолжится и на сцене. Финал у Римского-Корсакова посвящен Гоголю, и кем окажется этот Пасечник – зритель узнает в конце. Моим режиссерским решением было то, что занавес отсутствует. Зритель, входя в зал, сразу погружается в атмосферу Диканьки – поют петухи, мычат коровы, лают собаки, на сцене уже идет жизнь… Концептуально действие всего спектакля происходит на окраине Диканьки: гуляют парубки и дивчины, творят колядку. Петербург здесь показан глазами жителей Диканьки, как они его себе представляют.

– В 2008 году публика одобрила такую концепцию спектакля?

– Да. В течение 8 лет он шел всегда на ура, как «Щелкунчик» в балете, всегда с аншлагами.

– Выходит, вы сделали рождественскую сказку?

– Это и сказка с мистикой и волшебством, и «быль-колядка», как определил эту оперу жанрово Римский-Корсаков. Поэтому я наполнила постановку славянской обрядовостью. Моя постановка насыщена игровыми моментами, я требовала от исполнителей драматического подхода в игре. Да, они вокалисты в первую очередь, но твердо убеждена, что хорошее пение можно и в филармонии послушать, а на оперу зритель идет за зрелищем, поэтому в опере вокалисты должны не только петь, но и хорошо играть… Разумеется, не ставлю перед актерами невыполнимых задач, но всегда счастлива, когда мы находим взаимопонимание. Я благодарна театру за тот эмоциональный отклик, который нашла в коллективе. 

 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ