В ожидании императора тайги
Чтобы получить мировое признание, нужно несколько месяцев прожить в землянке в дебрях заповедного леса
Всемирно известный фотограф Тосидзи Фукуда привез из Японии во Владивосток коллекцию из 32 цветных фотографий и коллажей. На них во всей красе представлена живая природа заповедных уголков российского Дальнего Востока, которую большинству россиян и даже дальневосточников вряд ли доведется увидеть своими глазами.
Скоро эти работы оформят в багет и представят на персональной выставке. Сейчас подыскивается место для нее. Выставка будет бесплатной, чтобы как можно больше жителей Владивостока и Приморья смогли полюбоваться и восхититься уникальной природой родного региона.
Тигр как основа для диагноза
Есть в этой экспозиции редчайших кадров и настоящий бриллиант. Это фотография амурского тигра, бродившего по берегу Японского моря и слизывавшего с камней морскую соль. Позже она была признана одним из лучших снимков дикой природы всех времен и народов.
Но и история ее создания достойна восхищения. Место действия – Приморье, побережье в Лазовском районе. Фукуда с помощью сотрудников Лазовского заповедника выкопал в земле укрытие прямо у тигриной тропы с прекрасным обзором. И прожил в нем в ожидании хозяина тайги 2,5 месяца. Продукты и воду ему несколько раз приносили местные охотоведы по ночам, а все естественные надобности приходилось справлять прямо в землянке.
Взрослый тигр так и не почувствовал присутствия человека и периодически осуществлял вылазки за солью к прибрежным камням. Оставалось только выбрать солнечный день, чтобы запечатлеть еще и игру света и теней.
Старания упорного японца увенчались успехом лишь на 50-й день засады. Хищник вышел на берег моря ранним утром на восходе солнца и пару часов гулял по берегу. В итоге получился редчайший кадр.
Тосидзи Фукуда стал победителем проходящего в Лондоне престижного фотоконкурса Wildlife Photographer of the Year 2013 в номинации «Вымирающий вид». Крупную денежную премию мэтр передал Амурскому филиалу Всемирного фонда дикой природы на сохранение в Приморье редчайших кошек – тигра и леопарда. И прокомментировал это так: «Тигр – император тайги, вершина пирамиды. Раз есть тигр, значит природа здорова. И, конечно, амурский тигр – символ богатства и величия самой России».
Медведица в ярости страшна
– Фукуда-сан влюбился в Дальний Восток много лет назад. Именно здесь сняты его лучшие кадры дикой природы, – рассказывает Юрий Луганский, председатель Приморского отделения Союза фотохудожников России. – Хотя и на родине мэтр снимает много, создает познавательные сюжеты из жизни животных, школьные учебники зоологии по решению министерства образования Японии иллюстрированы именно его фотографиями. Его опыт изучается японскими фотографами-натуралистами. Несмотря на почтенный возраст – 68 лет, он продолжает свою деятельность фотографа-подвижника. И последние работы с тихоокеанского побережья России тому подтверждение.
Первоначальную информацию о местах обитания краснокнижных животных и птиц он получает от ученых из Института биологии моря ДВО РАН, с которыми дружит многие годы. Но это не игра в одни ворота. К примеру, в кризисный 2000 год Тосидзи Фукуда сам оплатил все расходы заранее запланированной экспедиции на курильский остров Матуа, включая зарплату для экипажа научно-исследовательского судна. Целых три месяца на острове велось комплексное изучение флоры и фауны, а Фукуда-сан сделал серию потрясающих снимков птичьих базаров и подводного ландшафта Матуа.
Плодотворной была и поездка на арктический остров Врангеля. Он снял там вылезавшую из снежной берлоги белую медведицу с родившимся накануне медвежонком. Для фотографа это едва не закончилось трагедией. Медведица выскочила из берлоги прямо на него и тут же бросилась в атаку. Защищаться от разъяренного зверя Фукуда мог только фотоаппаратом, пока не подоспели на помощь сопровождавшие его ученые и не обездвижили медведицу сеткой. Зато весь мир теперь любуется его снимками…
Как вернуть исчезающую натуру
Новое увлечение фотографа – изучение популяции уток-мандаринок. В той же Японии на островных озерах гнездится по несколько тысяч особей этих ярких водоплавающих птиц. А вот на наших дальневосточных озерах – всего по 30–40 штук.
Но Тосидзи Фукуде недостаточно заснять редкую птицу в естественной среде обитания. Задача ставится шире: привлечь внимание мировой общественности к проблеме размножения мандаринок, создать условия для увеличения популяции на просторах Приамурья, Сахалина и Приморья. Так же, как это было ранее сделано с дальневосточным рыбным филином.
Этот исчезающий вид включен в Красную книгу. Самое большое скопление филинов находится в долине реки Бикин, где, по мнению орнитологов, на пространстве в 200 кв. км обитает всего около 20 пар. Японскому фотографу удалось запечатлеть новорожденного птенца, выглядывающего из гнезда, вместе с одним из родителей. Сейчас готовится программа по защите рыбного филина и расширению его ареала…
Тосидзи Фукуда впервые приехал в Россию в 1990-м. За прошедшие годы побывал в Приморье, Якутии, на Камчатке, Курилах, на берегах Охотского и Чукотского морей, стал почетным сотрудником Института биологии моря ДВО РАН. Что-то было снято «живьем», а что-то отслеживалось фотоловушками на протяжении долгих недель. Сам фотограф заявляет: «Мне кажется, в России у меня теперь много друзей. И я уже не могу обойтись без этой страны, без ее величественной природы и ее замечательных людей».
Автор: Николай КУТЕНКИХ