Чтобы стройка не превратилась в «Хаятты»…

Стратегические игры для школьников устроили на «стройплощадке»

15 нояб. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4036 (172) от 15 нояб. 2016

Средств и ресурсов для возведения объекта выделено достаточно, но, чтобы достичь результатов, этого мало. Что еще необходимо, выясняли юные горожане на очередном занятии, организатором которого стало муниципальное учреждение «Молодежный ресурсный центр», работающее при администрации Владивостока.

Мастер-класс проходил в форме стратегической игры с условным названием «Строительство детского лагеря отдыха». Ребята разделились на две команды, и каждая получила от ведущего лист с инструкциями по возведению зданий.

– Прежде чем приступить к чтению, расположитесь таким образом, чтобы все члены команды хорошо видели и слышали друг друга, но при этом не мешали соперникам, – поставил задачу «прораб» Игорь Чеботарев, которого ребята знают как главного специалиста по работе с молодежью МКУ «МРЦ».

Школьники команды (условно назовем ее «Шустрые») быстро сориентировались: захватили единственный свободный стол, утащили его в угол, создав себе импровизированный офис. Но и их соперники не растерялись – принесли из соседнего кабинета мешки-кресла, оборудовав тем самым уютный уголок для работы и заработав название команды – «Уют». Каждая команда выбрала себе капитана, и наступил первый игровой день.

– Всего на игру отводится 15 суток, которые очень быстро пролетают, – предупредил ребят ведущий (практика показала, что игровые сутки длились не более 6 минут). – Итак, первый день наступил – у вас есть 2 минуты, чтобы решить, с чего начнете стройку.

Одним не хватало денег, другим – рабочих рук

Ребятам предстояло построить здания, условно разделенные на три категории. В первую категорию вошли жилые корпуса, столовая, электростанция и трубопровод. Во вторую – помещения в этих зданиях. Помещения третьей группы – комнату для вожатых и зал для дискотеки – невозможно построить без первых двух. Чтобы ребятам было легче определиться с возводимыми объектами, каждой команде была выдана смета строительных работ. Например, для возведения жилого корпуса нужно было выделить одного человека и 20 единиц ресурсов (условных рублей). Столько же денег требовалось для строительства электростанции, но людей вдвое больше. И если ресурсов было много – по тысяче единиц на каждую команду, то людские резервы весьма ограниченны – команды могли привлекать к труду не более четырех человек в день. Школьники решили в первую очередь строить жилые помещения и электростанции.

Примерно на пятый игровой день ребята из «Уюта» решились на прорыв: отдав целых 300 единиц ресурсов, получили лицензию на строительство помещений второго типа. И не пожалели: у них появился кабинет директора, постройка, «производящая» ресурсы, то есть деньги. Процесс строительства сразу же пошел быстрее. Воодушевленные успехом, ребята потеряли один день, но накопили на открытие зданий третьей категории. И получили еще один источник пополнения бюджета. Однако дней до завершения строительства оставалось совсем мало. Как и на реальной стройке, на игровой не обошлось без трудностей: одной команде катастрофически не хватало денег, другой – рабочих рук. Попав в цейтнот, подростки перешли к активным действиям.

Поощрение не освоили

Придя на планерку, капитан «Шустрых» подтвердил шуточное название, взяв быка за рога:

– Господин ведущий, нам не хватает ресурсов, можете ли выделить нам дополнительные средства?

– Могу, но не хочу.

– В начале игры вы сказали, что мы можем рассчитывать на поощрение…

– Поощрение можно получить за хорошую работу. Вы пока отстаете от графика, это плохая работа.

– Можем ли мы в таком случае получить помощь от другой команды?

– Можете. Если она вам не откажет. Свою просьбу вы должны передать через меня. Какая сумма вас интересует?

– Мы предлагаем второй команде поделиться с нами 20 ресурсами, чтобы мы могли перейти на третий тип зданий.

Ответ второй команды был положительным, но нигде, кроме диктофона корреспондента «В», не записанным, что стало роковой ошибкой для «уютных». Ребята поделились 20 ресурсами с условием, что деньги будут возвращены. Плюс попросили выделить одного игрока в качестве человеческого ресурса на один ход. После чего капитаны вернулись к командам.

Наступил 13-й игровой день. Получив от «Уюта» недостающие 20 ресурсов, «Шустрые» приступили к строительству объектов третьего типа, без которых победить было бы просто невозможно – по условиям игры лагерь считается готовым к приему детей, если будет построено не менее 15 зданий первого типа, семь – второго и три – третьего. Взамен на следующий ход они передали «уютным» одного человека. И с этого момента игра приняла интересный оборот: команды стали работать не параллельно, а вмешиваясь в рабочий процесс друг друга.

Сложилось впечатление, что «Шустрые» просчитали свои действия вперед на два оставшихся хода: на 14-й день им хватало ресурсов на постройку лишь трех зданий, и поэтому отдать своего рабочего в счет «кредита» им было совсем нежалко. «Уютные» же оказались невнимательными: им не нужен был дополнительный рабочий именно в этот игровой день, зато потребовался на следующий. И здесь их ждал неприятный сюрприз…

Наступил последний день. Ведущий разрешил провести планерку не с капитанами, а сразу со всей командой. Вновь «Шустрые» взяли слово первыми:

– Можно получить дополнительное финансирование?

– Нет. Но для успешного завершения игры нужно, чтобы дети смогли заехать в лагерь на отдых. Добейтесь завершения строительства всех зданий любой ценой, – ответил ведущий.

В разговор вступили «уютные»:

– Мы не использовали вчера вашего работника. Дайте нам его сегодня.

– Нет. Он нам самим нужен. То, что вы его не использовали, ваши проблемы. Второй раз не дадим.

– Друзья, мы вас выручили, дав вам 20 ресурсов, и вы прошли в третий тур. Теперь просим выручить нас и дать одного человека.

– Вы не загрузили его работой, поэтому виноваты сами. Вы не согласовали, когда он был нужен, теперь он нам нужен самим.

– Может, вы тогда нас выручите ресурсами?

– Тоже нет, мы обещали вам дать только человека. И обещание сдержали. (Почему-то все забыли о взятом займе в 20 условных рублей.)

– Какие-то «Хаятты» у нас выходят, – удивилась Дарья Булаева, капитан «уютных». – Постоянно просим дополнительные ресурсы, а достроить не можем!

Не хватило коллективизма и ответственности

– Игра закончена, – объявил ведущий. – Теперь посмотрим, как вы справились с заданием. Вам нужно было построить 15 зданий первой категории. С этим заданием справились обе команды. Затем семь зданий второго типа. И здесь замечаний нет. Что касается зданий третьего типа, то, построив одно и даже два, вы не выполнили поставленную перед вами задачу. Лагеря отдыха не могут быть открыты, дети не поедут на отдых. Обе команды проиграли.

На минуту в клубе «Антресоль» повисла тишина. Ребята в который раз пересматривали свои расчеты, но решения не находили.

– Смотрите, что вы реально могли сделать в последний ход, – обратился к командам Игорь Чеботарев. – Если бы одна команда передала свои ресурсы другой, то один лагерь был бы достроен и дети все-таки отдохнули бы. Именно в этом и была конечная цель. Давайте посмотрим, кому нужно было передать ресурсы, чтобы завершить строительство? Правильно, «Уюту», который в свое время вам тоже помог. Скажите, о чем вы думали, когда потратили все ресурсы на строительство своего лагеря, понимая, что он не будет готов к приемке детей? Что случится чудо? А нужно было работать вместе, помогая друг другу. Так и в жизни происходит. Подумайте об этом на досуге. Ведь мы здесь, в «Антресоли», как единый коллектив и можем добиться потрясающих успехов. Желаю удачи в следующий раз!

– Мне игра понравилась, – призналась Дарья Булаева. – Мы должны были сплотиться командами для выполнения задачи, но этого не произошло. Мы помогли другой команде – дали им ресурсы, но они формально подошли к ответному ходу. И нам, по сути, не помогли. В следующий раз учтем свои ошибки и сможем выполнить задание намного лучше.

– Ваши обвинения как раз от недопонимания, – парировала Ира Солнышкина, капитан «Шустрых». – Не надо считать нас корыстными, мы человека вам давали, а вы не взяли. Конечно, плохо, что мы не додумались скооперировать усилия, тогда бы гарантированно дошли до конца.

Несмотря на проигрыш, ребята поняли главное: для достижения общей цели нужно объединяться, а не создавать проблемы друг другу. Наверняка полученный опыт еще не раз пригодится ребятам, особенно во взрослой жизни. Прощаясь, школьники поблагодарили сотрудников Молодежного ресурсного центра за мастер-класс и преподанный урок.

Комментарий

Андрей Волков, директор МКУ «Молодежный ресурсный центр»:

– Подготовку у подростков к взрослой жизни лучше всего проводить именно в игровой форме. Ребятам интересно происходящее, они увлекаются предложенной ситуацией. И даже если проигрывают, получают опыт, благодаря которому уже не повторят своих ошибок. Подобные игры развивают чувство коллективизма и ответственности. Очень важно, что ребята поняли главное: для достижения цели иногда приходится чем-то жертвовать. Именно чем-то, а не кем-то. И важно, чтобы цели они ставили перед собой благородные. А как не сбиться с выбранного пути – в этом всегда помогут специалисты нашего ресурсного центра, что уже не раз доказали своим трудом.

Справка «В»

МКУ «Молодежный ресурсный центр» был создан в январе 2013 года постановлением главы города Игоря Пушкарева. МРЦ входит в структуру органов молодежной политики Владивостокского городского округа, является подведомственным учреждением управления по делам молодежи администрации города.


Автор: Вадим КОЧУГОВ