Волшебные сны Маши Холмогоровой
Автор удивительных картин в стиле реализма и сама не понимает, откуда в них появляется мистика
Малышка в веселых ярко-красных сапожках стоит посредине лужи, в которой отражается целый поразительный мир. Рядом с ней то ли тигр, то ли сова, странное, но очень доброе животное. Может быть, это семейный тотем, защитник девочки? Или ее проводник в волшебный мир? Ответы на эти и другие вопросы будет искать каждый, кто заглянет в галерею «Арка» на персональную выставку Марии Холмогоровой «Семантика снов»…
В творческой биографии художницы это уже восьмая персоналка и четвертая в галерее «Арка». Но «Семантика снов» способна очень удивить и коллег Марии, и тех почитателей живописи, которые следят за ее работами.
Никакого сюрреализма
«Глубоко в небе, высоко в море», «Саша-18 (лет)», «Алконост», «Портрет с жар-птицей», «Прогулка», «Пляж», «Ожидание», «Плоский мир» – эти и другие представленные на выставке картины словно мистическим флером покрыты. Каждая из них и правда как отражение сна или сон, смешанный с явью. Ничего подобного раньше Мария публике не показывала, во всяком случае, в таких объемах…
– Что появилось раньше – работы или концепция выставки?
– Конечно, работы, – говорит художница. – Я отбирала из того, что было сделано за последние пять лет. Точнее, картины как-то сами собрались в выставку. А уж название вообще пришло в последний момент. У меня всегда так бывает.
– Какой посыл вы вложили в это собрание?
– Ох, сложный вопрос… Это отражение моего я, моего жизненного опыта. Художник так устроен, что все пропускает через себя, а потом выражает в холстах. Однако трудно одним посылом объединить все работы. Наверное, я хочу, чтобы зритель постарался понять и увидеть красоту в обыденных вещах, волшебство, которое нас окружает, сказочность…
– Ваши работы на выставке имеют легкий налет мистики…
– Но это не сюрреализм, нет. Это именно реализм. Другое дело, что раньше в таком ключе я не работала. Мои предыдущие выставки были совсем другими, там были и остросоциальные работы, отражение времени. А эта сложилась совсем иначе. Думаю, те, кто бывал на моих прежних выставках, увидев эту, сильно удивятся…
– А что послужило причиной таких перемен?
– За несколько последних лет я побывала в ведущих музеях Европы, наверное, поэтому в моих картинах есть отсылка к северному Возрождению, мне захотелось приблизиться к мастерам того времени. Что же касается тематики, то объяснить, почему эта выставка получилась с налетом мистики, я не могу…
Умение быть счастливым
– Как мне кажется, – вступает в разговор искусствовед Юлия Климко, – эта выставка – пример того, что Мария вступила в период зрелости. В этих работах видны и жизненный опыт, и интерпретация окружающего мира, здесь есть смелость иронизировать, авторски интерпретировать классические сюжеты. Зрелость и смелость есть и в том, что художница показала себя полностью обнаженной…
Само название выставки подчеркивает: в ней есть некая таинственность, мистика. Но подход к мистике у Марии иной. Да, сюрреалисты вдохновлялись снами, но они не осмысляли увиденное, а скорее, фиксировали его. У Марии же сказочность, ирреальность не бессознательны, это все строится на осмыслении, на том, что все это пропущено через себя… Знаете, зритель, посмотрев «Семантику снов», обязательно, на мой взгляд, осознает, что счастье – это то, что здесь и сейчас! И, глядя на те картины, где речь идет о каких-то нереальных вещах, ты понимаешь, что важно уметь быть счастливым, даже когда в жизни что-то идет не так…
Выставка «Семантика снов» (да не обидятся представители сильного пола) очень женская. Она вся пронизана теми эмоциями, которые близки и понятны именно женщинам: нежностью, верой в волшебство, сильнейшей любовью к самым родным и близким людям.
– Вся ваша семья – муж, дочери – стали героями картин…
– Да, и Евгений, и дочки, старшая и младшая, – улыбается Маша.
– Между вашими детьми разница почти 16 лет. Отразилось ли на вашем творчестве рождение младшей дочери?
– Конечно. Причем в самых банальных, бытовых вещах. Ребенок элементарно диктует, сколько времени я могу потратить на работу, она тут рулит. Она занимает все мое свободное и несвободное время, мысли и творчество так или иначе вращаются вокруг нее. И, конечно, с возрастом ребенка воспринимаешь совсем иначе. Если старшую дочь мне хотелось быстро чему-то научить – чтобы она быстрее села, пошла, начала говорить, то с младшей совсем иначе. Я смотрю на нее и думаю: куда же она так торопится расти? наслаждаюсь каждым моментом. И мне совсем не хочется торопить ее, стараюсь находить время для счастливого ничегонеделания, как говорят французы…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ