Графики составлены. Дальше что?

Когда начнут строиться и какую пользу принесут приморцам ТОР, не в курсе даже краевые парламентарии

9 нояб. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4033 (169) от 9 нояб. 2016
823a6e5069ce6d2bc2b191f642f479d7.jpg

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР, или сокращенно ТОР) призваны повысить качество жизни населения Приморского края. Это теория. Как декларируемые намерения воплощаются на практике, говорить еще очень рано. Хотя озвученные на минувшей неделе администрацией края суммы капиталовложений, инвесторских и бюджетных, кажется, должны бы уже стать толчком к движению вперед. А то закрадывается подозрение: не строим ли мы очередные «Хаятты»?

Что происходит сегодня в трех приморских ТОР – «Надеждинская», «Михайловский» и «Большой Камень», рассказал депутатам краевого Законодательного собрания на заседании комитета по экономической политике и собственности Сергей Павленко, директор департамента экономики и развития предпринимательства администрации Приморского края.

Благоденствие стоит дорого

– Благодаря особому правовому режиму, прописанному в законе о территориях опережающего социально-экономического развития, формируются благоприятные условия для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития, – рапортовал чиновник.

Напомним, что в ТОР «Надеждинская» планируется разместить высокотехнологичные промышленные производства широкого профиля. В ТОР «Михайловский» – современные агропромышленные производства с полным циклом переработки, хранения и эффективной логистики сельскохозяйственной продукции. А на территории ТОР «Большой Камень» и прилегающих площадках должна быть создана современная верфь «СК «Звезда», ориентированная на строительство судов любой сложности, различных характеристик и назначений.

Вклад Приморского края в развитие этих территорий впечатляет.

– Так, на ТОР «Надеждинская» будет выделено почти два млн рублей, из них 722,9 млн направляется на строительство автомобильной дороги от поселка Зима Южная через поселок Раздольное до полуострова Де-Фриза. Еще 495 млн выделено на строительство магистрального водовода, магистральной канализации, канализационно-насосной станции и станции обезжелезивания воды, – перечислил Сергей Павленко. – ТОР «Михайловский» получит более двух млрд, из которых больше половины (1,724 млрд рублей) запланировано потратить на дороги (трасса Хабаровск – Владивосток – Меркушевка), а на коммунальную инфраструктуру – ту же сумму, что и в ТОР «Надеждинская».

На фоне первых двух ТОР расходы на ТОР «Большой Камень» выглядят скромно – всего 320 млн рублей. Зато потрачены эти деньги будут на строительство жилья. Планируется возвести почти три десятка трехэтажных домов на 750 квартир.

О проблемах неизвестно.

В остальном – не сомневайтесь

На сегодняшний день, по данным департамента экономики, подписано 23 соглашения с резидентами ТОР в Приморском крае. Суммарный заявленный объем инвестиций составляет 202,6 млрд рублей, из которых 1,345 млрд – иностранные инвестиции (КНР). Новым предприятиям потребуется более 10 тысяч рабочих и служащих различных специальностей.

– Это реальные рабочие места с хорошей заработной платой и реальные налоги, которые получит каждый муниципалитет, где располагаются данные территории опережающего развития. Однако население Приморья пока смутно представляет полезность, нужность и перспективы ТОР, – заметил депутат Сергей Ищенко.

Как выяснилось тут же, на заседании комитета по экономической политике и собственности, не только население, но и народные избранники мало что знают о состоянии дел с «опережающим развитием». Они буквально забросали докладчика вопросами.

– Насколько мы сейчас идем в графике по инвестициям и созданию рабочих мест? – поинтересовался депутат Алексей Козицкий.

– Все в соответствии с бизнес-планами резидентов ТОР. Отчеты об этом нам поступают эпизодически. Но ни о каких срывах планов и графиков не сообщалось, – ответствовал Павленко.

– Есть ли какие-то проблемы у резидентов?

– Инвестиционный климат на территориях опережающего развития заметно лучше, чем в целом по Приморью, льготы установлены на срок до 10 лет. О существовании каких-то серьезных проблем нам неизвестно.

– ТОР обеспечены электро- и газоснабжением? – задал вопрос депутат Всеволод Романов.

– В настоящее время нет. Однако это включено в график работ, так что обеспечение будет, – заверил чиновник.

– Вы можете назвать организации, которые уже воспользовались льготами? Нет? Мне это кажется странным, – признался депутат Константин Богданенко. – Все вокруг говорят, что работы по созданию ТОР ведутся, и даже ссылаются на графики, а результат непонятен. Мне кажется, будет полезно на заседание комитета приглашать резидентов, чтобы узнать у них, что происходит на самом деле.

Вопросы и замечания продолжали сыпаться, пока слово не взял первый вице-губернатор Василий Усольцев. Он подтвердил, что все работы идут по графику, замечаний у администрации края к строителям нет, и тем самым успокоил парламентариев.

Подводя итог, председательствовавший на заседании Сергей Ищенко заметил, что закон о ТОР направлен на развитие Приморского края, написан с заботой о людях, проживающих в регионе, и не стоит сомневаться в его реализации и перспективах. Что ж, хотелось бы убедиться в этом еще при жизни нашего поколения.

Автор: Вадим КОЧУГОВ