Арт-ответ пустырям и пустоши
Как сила искусства изменила жизнь городского района
Про эти улочки, расположенные, между прочим, в самом центре Владивостока, мало кто вспоминает. Если не считать местных жителей. Матросская слобода – историческое место, она хранит дух старого города. И именно сюда, в забравшийся на сопки частный сектор, пришли молодые художники, чтобы доказать: искусство способно преображать пространство.
Об уникальной выставке «Пустырь и пустошь», что начала работу в ЦСИ «Заря», «В» уже писал. Она во многих смыслах необычна для нашего города и, пожалуй, впервые перешагнула пороги выставочных залов, отправившись – в буквальном смысле – нести искусство людям. Целых три проекта осуществили участники выставки в районе Матросской слободы. И не просто осуществили, а оставили на века.
Теперь рядом с домами на улице Славянской, 20 появилась детская площадка, придуманная и реализованная двумя молодыми художниками – Ильей Трушевским и Артемом Гаврилюком-Божко (правда, сам он предпочитает называть себя Томом Ву).
– Наш проект «Детская площадка» – это такой ответ выставке, – говорит Илья Трушевский. – Я считаю пустыри безобразием, рожденным нищетой и убожеством прошлой жизни. Уверен, пустоши надо преображать силой искусства, а главное – искусству это под силу!
На месте, где Илья и Том из дерева и металла творили уникальную детскую площадку, раньше действительно был пустырь. Мало того, много лет назад один из соседей поставил на нем старый металлический гараж. И «забыл» про него на 15 лет.
– И вот мы смотрели на это гниющее железо, вместо того чтобы любоваться видом бухты Золотой Рог, – сетует жительница Матросской слободы Ольга Селиванова. – А тут пришли художники и предложили все в корне изменить, спросили, согласны ли мы. Да, и даже готовы помочь!
И помогали. Как рассказал Павел Шугуров, который тоже живет в этом районе, Ольга Геннадьевна, ее муж, сын-третьеклассник Кирилл и другие соседи помогли и незаконную постройку увезти с общественной земли, и с установкой основных конструкций справиться.
– Да нам еще и чай с плюшками приносили, – улыбается Том Ву. – Видно было, что людям приятны перемены, они рады нашему приходу. И я понимаю их. Ведь на месте зарослей кустарника и ржавого гаража мы создаем спортивную, развивающую и одновременно эстетически привлекательную площадку. Здесь можно проводить время взрослым и детям. Поставили турник, брусья, качели, бревно для развития координации, веревочные лестницы. И никаких цветовых решений в стиле «вырви глаз» – все будет выкрашено в воздушные, светлые тона.
С самого начала решили, что это будет дерево и металл. Нам помогли найти такие материалы. На наш взгляд, взаимодействие с деревом – это обязательная часть любой развивающей программы, а уж детям с деревом обязательно нужно находиться в контакте.
– Земля принадлежит городу, мы получили разрешение на установку площадки, – отметил Павел Шугуров. – «Заря» очень нам помогла – выровнять участок, засыпать его гравием, художникам приобрести материалы.
Пока Илья Трушевский и Том Ву сверлили, сваривали, красили (они намерены полностью завершить работу над площадкой через пару недель), их коллега Антон Ольшванг занимался на свежем воздухе другим проектом – «Материализация художника-пейзажиста». На летней террасе у дома на улице Славянской он рисовал картину. Большую – два на три метра.
– Не так часто сегодня на улицах города можно встретить художника с этюдником, – говорит Антон, приехавший для участия в «Пустыре и пустоши» из Москвы. – Я подумал, что лучший способ почувствовать Владивосток и его пространство – попробовать написать его с натуры. Пейзаж не самый радужный – панельные дома, застроенные сопки, но на самом деле все не так. Меня очень вдохновляет открывающееся пространство. Ведь передо мной небо, воздух, свет, море, а вокруг слои разных эпох, что очень интересно. И все это не просто интересно, это невероятно красиво – своей естественностью, патиной. Сейчас передаю общее настроение, ощущение от увиденного, потом работа будет отшлифовываться… Это не картина в стиле a-la prima, которая пишется в один присест, сразу, это первый этап работы. Я вглядываюсь в ландшафт – он совсем недепрессивный, он вдохновляющий, как и многое во Владивостоке. Как художник всматривается в окружающий пейзаж, так и зритель делает то же самое: становится рядом с художником и тоже всматривается и учится видеть, смотреть.
Жители Матросской слободы с интересом рассматривали работу Антона, удивляясь, какой светлый, наполненный воздухом пейзаж выходит из-под его кистей.
– Красиво у нас! – сказала Ольга Селиванова. – Научиться бы помнить об этом… А то в суете будней забываешь.
– Сегодня очень часто современные художники работают на улице и с улицей, – сказал Андрей Ерофеев, куратор выставки «Пустырь и пустошь» и автор идеи уличных проектов. – Думаю, что это будущее искусства. Оно не будет больше существовать в музеях и выставочных залах, а выйдет в реальный мир и начнет работать с ним. Думаю, в будущем художник будет организовывать городское пространство – не лепить на дома картины или мозаики, а продумывать это пространство изначально, каким оно должно быть, как обустроено для нужд человека.
Вот так сила искусства вполне реально изменила к лучшему жизнь небольшого микрорайона Владивостока. Теперь, как уверен Павел Шугуров, на детской площадке соседи будут собираться, чтобы решать дальнейшие вопросы развития слободы.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ