Пустырь во всей красе

Лучших российских живописцев покажет владивостокцам выставка в ЦСИ «Заря»

28 окт. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4028 (164) от 28 окт. 2016

Картины самых известных, точнее даже суперизвестных, современных российских живописцев покажет жителям краевой столицы выставка «Пустырь и пустошь», что открылась в центре современного искусства «Заря».

Увидеть в городе нашенском работы Валерия Кошлякова, Семена Файбесовича, Алексея Каллимы, Олега Васильева – это все равно что полюбоваться на подлинники Сурикова и Левитана… Кстати, и суммы, за которые коллекционеры приобретают у нынешних мастеров работы, почти что сопоставимы со стоимостью классических шедевров.

Как же владивостокцам удалось заполучить к себе такую выставку?

– «Пустырь и пустошь» собиралась и создавалась специально для Владивостока, – говорит куратор выставки искусствовед Андрей Ерофеев. – Это никакой не укороченный передвижной вариант (часто бывает, что в провинцию приезжают «огрызки» крупных столичных выставок), здесь нет скидок на «далеко, трудно везти, дорого». Здесь, замечу, представлены очень дорогие произведения, вещи запредельных цен. Надо понять, что мы показываем не дворовую мазню или поделки, – я как куратор Третьяковки мог бы легко эту выставку показать и там.

– Вы назвали «Пустырь и пустошь» выставкой актуального искусства. В чем разница между актуальным и современным, поясните.

– Современное искусство – то, которое висит в музее, а актуальное – которое до музея не дошло. Но обязательно дойдет, – считает Андрей Ерофеев. – Тот отбор, который делаю как музейщик, не дает мне ни малейших сомнений в том, что эти произведения обязательно окажутся в фондах. Просто наши музеи настолько консервативны и ленивы, что пока они просто не обернулись к актуальному искусству. Вот как вам кажется, сколько работ, к примеру, Павла Шугурова уже купила ваша картинная галерея? Да нисколько. Ноль.

Но актуальное искусство тем не менее живет, оно задевает сегодняшнюю проблематику, то, что принципиально важно для общества. Сначала работы отечественных актуальных художников приобретают коллекционеры, потом – музеи на Западе, потом наши галереи запихивают их в фонды. И вот, когда мастер обрастет сединой и приобретет приставку «мэтр», наши галерейщики решат, что его, пожалуй, можно показать.

Вот потому, обговаривая идею выставки во Владивостоке с куратором ЦСИ Алисой Багдонайте, сразу решил: покажу работы суперизвестных мастеров, лучших живописцев сегодняшней России. На выставке «Пустырь и пустошь» можно получить понятие о том, что такое современная российская классическая живопись.

– А какова концепция выставки, о чем она?

– Главный вопрос «Пустыря и пустоши» – каким должен выглядеть наш российский пейзаж? Вот существует французский пейзаж – это импрессионисты, американский пейзаж – это реалистическое искусство 30-х годов прошлого века, немецкий пейзаж – это, например, Каспар Давид Фридрих. А вот что такое русский пейзаж? До сих пор весьма неопределенная вещь. Да, вспоминаются Левитан, Шишкин, Айвазовский, и мы их глазами смотрим на нашу территорию, но на самом деле Шишкин – это мюнхенская школа живописи, и свои дубы он писал в Германии; Айвазовский – это итальянская, средиземноморская школа, а Левитан – это символизм, весьма специфическая вещь. Меж тем в русской традиции существует пейзаж хаоса, пейзаж разгрома, катастрофы, который идет от передвижников, и ниточка протягивается через весь ХХ век в день сегодняшний. Пейзаж этот развивается, и я показываю эту традицию.

– Ох, многие зрители застонут: опять чернуха…

– Да, есть такой аспект: подобное изображение русских просторов не принято обществом, даже отвергается им. Зритель не знает этого пейзажа, не принимает его, и в итоге получается, что русского пейзажа просто нет. На что смотреть?

Меж тем пустырь, пустошь – это особая эстетическая категория. В природной пустоши существуют многие виды животных и растений, которых не встретишь в облагороженных парках, например. Так что это не просто территория заброшенности, это место, которое хранит в себе много исторических, археологических свидетельств. Именно так нужно воспринимать пустошь, если на нее смотреть позитивно, так, как предлагает актуальное искусство, как показано на выставке.

А если смотреть на пустошь негативно, чиновническим взглядом: тут бы все облагородить и дорожки проложить, то тогда надо этим всерьез заниматься и именно в таком состоянии держать страну. А у нас получается, что мы сами держим свою землю в состоянии заброса и сами же этого стыдимся. Впрочем, это проблема не столько эстетическая, сколько вопрос нашего конфликтного отношения к собственной территории. Мы живем на пустыре, но упорно смотрим не на него, а в светлую даль.

– В экспозиции выставки представлены не только картины?

– Нет, у нас еще фотографии, инсталляции, видео.

Показательно, что часть фотографий сделана во Владивостоке художниками – резидентами ЦСИ «Заря», и это интересно – как они увидели ваш город и его пейзажи.

Есть и весьма необычные работы. Например, художница Елизавета Коновалова арендовала гараж на Змеинке и превратила его… в фотоаппарат. Она сделала снимок Золотого моста по принципу камеры Обскура, на светочувствительную бумагу, и в данном случае сам гараж служил объективом. Рядом с этим снимком, кстати, висит брошюра, в которой поясняется, как он был сделан.

Также Лиза показывает фотографии, снятые на Русском острове: листья деревьев вдоль грунтовой дороги, покрытые густым слоем пыли и от того ставшие как бы монохромными.

Я много могу рассказывать о том, что составляет экспозицию, но лучше прийти и спокойно самим посмотреть.

– Выставка будет работать до середины января, а что потом?

– А потом, думаю, она вполне может начать путешествовать из Владивостока по России, а не наоборот, как чаще всего и случается.

Кстати, в столице Приморья есть некие особенности, которые отличают этот город от других периферийных – и весьма маргинальных – российских городов. Первое – это ваша изумительная природа, потрясающая, второе – близость к мировым центрам развития, к Азии; третье – мост, который смотрится потрясающе, это как если бы в блочно-панельные Черемушки вдруг перенесся Сан-Франциско; четвертое – японские автомобили, пятое – наличие такого современного и соответствующего всем европейским критериям центра, как «Заря». Сюда можно прийти, чтобы почувствовать ритм жизни современного искусства, и тогда никто не будет ощущать себя жителем «глухой провинции», далекой от цивилизации, где ничего не происходит. Все это вместе превращает Владивосток в удивительное место с бешено бьющимся пульсом жизни. И у меня уже возникла мечта вернуться к вам и попробовать создать еще один проект, на этот раз не только в стенах «Зари», но и за ее пределами, на улицах, сопках Владивостока.

Кстати, в рамках выставки «Пустырь и пустошь» молодые художники провели необычную акцию, попытавшись изменить городское пространство силами искусства. Об этом «В» расскажет в одном из ближайших номеров.

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ