Подайте Агнию Барто

Чего ждать от родительского комитета в эпоху смартфонов?

25 окт. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4025 (161) от 25 окт. 2016

Журнал «Огонек» опубликовал размышления сотрудницы издания «Почему я не хочу в родительский комитет». «В» предлагает вниманию своих читателей этот материал: проблема, поднимаемая корреспондентом журнала, как нам думается, выходит за рамки школьной жизни. В наше время появилось множество людей, которые ждут от других решения своих проблем, веря, что посторонние граждане возьмут на себя их заботы. Причем совершенно разные – от бытовых и коммунальных хлопот до профилактики здоровья и воспитания их детей.

...У нас в классе паника – распадается родительский комитет. Главной в комитете маме рожать со дня на день, еще одна мама взяла самоотвод. На родительском собрании подняли вопрос о замене. Добровольцев не нашлось. Почему-то все смотрели на меня и на Катю: у нас с ней есть старшие дети-школьники, считается, что мы все знаем, у нас опыт и именно поэтому мы должны вступить в комитет. Мы с Катей не хотим туда именно потому, что у нас есть старшие дети и опыт.

Раньше главе родительского комитета нужно было иметь командный голос и уметь произносить фразы: «Кто не сдаст до 5-го числа деньги, тот...», «А вы сдавали? Вас нет в списке!», «На вас долг две тысячи, я из своего кармана должна платить?» И всем сразу становилось страшно и стыдно. Опять же, если родительский комитет решил организовать экскурсию или праздник в классе, то от остальных родителей требовалось не вмешиваться, а вовремя сдать деньги.

Сейчас все по-другому. Типичная мама из родительского комитета должна виртуозно владеть гаджетами. Она обязана уметь пользоваться всеми существующими мессенджерами. Она не имеет права спать, разве что совсем немного, и ни в коем случае не должна выключать телефон. Потому что если мама из родительского комитета не ответила на сообщение через минуту, в мессенджерах начинается паника: что случилось? Почему вы не отвечаете? У нас проблемы?

У родительского комитета в избранных фотографиях должно находиться расписание уроков, расписание звонков, расписание кружков, имена всех преподавателей, и еще раз расписание уроков, снятое под другим углом. У руководителя родительского комитета должна быть карточка Сбербанка, привязанная к телефону, на которую родители будут бросать деньги на нужды класса. Но все равно проблемы – положат на телефон и не напишут, от кого платеж. И да, она должна всех уметь называть «Девочки!», даже если «девочки» – это папы, то есть мальчики. И главное, она обязана все проблемы обсуждать в чате, советоваться, ставить родителей в известность и спрашивать их мнение, участвовать в дискуссии. И именно поэтому я не хочу идти в родительский комитет.

В прошлом году я отвечала за внеклассные мероприятия. Поскольку дети маленькие, то организовывала выездные экскурсии в школу. Приезжали специалисты из музеев с музейными экспонатами. У меня подруга – музейный работник, с ее помощью выбирала самые лучшие экскурсии, просила именно конкретного экскурсовода и пыталась сделать так, чтобы интересно было детям, а не родителям. Но родители все равно вмешивались.

«А мы не можем, у нас тренировка. Давайте перенесем на другой день», «Зачем нашим детям про былины и гусли? По литературе уже надоели этими Святогорами!», «Почему в классе? Детям интересно куда-нибудь съездить!». Вот как в коротком сообщении в WhatsApp объяснить, что хорошо, съездим, но для этого нужно собрать кучу бумаг согласно новым правилам перевозки детей, заказывать специальный автобус, иметь сопровождающих лиц и так далее. И цена будет другая.

Но отчего-то родители готовы скидываться на шарики, на ресторан с аниматорами, а на час, когда детям расскажут, откуда произошла лампочка и как делать свечи, им жалко. И даже после этого будут претензии: не так сняла урок с экскурсоводом, нужно не вертикальную съемку, а горизонтальную, а почему не всех детей, а только некоторых? В принципе, я имею право снимать только своего ребенка, а остальные мамы могут прийти с любой профессиональной камерой и снимать своих детей.

Когда мой сын был маленький, мы звали в класс музыкантов, молодых актеров, которые пели песни под гитару, читали им стихи. Не детские, взрослые – Пастернака, Цветаеву. Пели песни Никитиных или собственного сочинения. Мы приглашали детских поэтов, малоизвестных, которые играли с детьми в рифмы. Сейчас родители требуют в класс Сергея Михалкова, Виктора Драгунского, ну, на худой конец Агнию Барто. Лично. Одна мама написала, что любит Юнну Мориц. Я чуть не расплакалась. Потом расплакалась после того, как мама объявила, что на Юнну Мориц она бы пошла, а на Петю Иванова, который молодой актер и чудесно читает детские стихи, не пойдет и дочку заберет с урока. С Петей Ивановым даже селфи не сделаешь.

Катя, которую тоже хотели в родительский комитет, пыталась сказать, что учителям не надо дарить конфеты, наборы кофе и чая, букеты размером с надгробный памятник. А лучше подарить два билета в театр, например в Большой. Катя не успела чайник поставить, как получила пятьдесят сообщений. И про Большой, и про балет, и даже почему-то про Волочкову.

Мамы считают, что родительский комитет им должен. Например, централизованно заказывать дополнительные учебники по английскому. Неделю они собирали-перечисляли деньги на этот учебник, хотя можно было самостоятельно заказать в один клик. Они переругались, в каком интернет-магазине лучше заказывать и нужен ли вообще этот учебник.

Нет, я все-таки за диктатуру в родительском комитете. У нас, когда сын учился в началке, главой комитета была Жанна, мы ее панически боялись. «Да наплевать, что вам понравилось или нет! – кричала она возмущенной бабушке. – Я не для вас, я для детей делаю! А вашему Кирюше понравилось». «Зачем тратить на жрачку? Дома сготовите! Пусть дети лучше малый симфонический оркестр послушают!». Жанна требовала сдавать на симфонический оркестр, потому что была неравнодушна к классической музыке. Она могла привести в класс химика, который ставил научные опыты еще до того, как это вошло в моду, или вызвать старичка-краеведа, который тащил детей в местный парк. Мы, родители, закладывали конфеты под деревом и писали записочки с заданиями. И тогда это не называлось квест-игра, а просто – «урок на природе». Если Жанна звонила по домашнему телефону (в то время мамы пользовались именно этим способом общения) и требовала завтра в три быть у школы, то нужно было срочно взять больничный, отпроситься с работы, вызвать бабушку, троюродную тетушку, но быть. С пирожками, бутербродами, соками-водами. У меня была грудная дочь, и я выходила к школе с коляской. В поддон коляски дети сваливали сменку, которую я послушно возила.

Я бы и сейчас возила, если бы нашлась такая Жанна. Которая говорила «звОнит», «накушались», но держала всех в ежовых культурных рукавицах. Она готова была выбить деньги на «мОзги», а на конфеты собирать отказывалась.

Я не хочу в родительский комитет, потому что мамы живут в соцсетях и в мессенджерах. А пусть хоть на день попробуют стать Жанной, которая делала все для своего Илюшки и его одноклассников в реале. Но я ведь тоже не могу стать такой Жанной. В WhatsApp мне проще.

Автор: Евгений СИДОРОВ