Вы почувствовали, что стали экономней?

Сейчас лучше тратить по минимуму, стараясь сохранить максимально возможную сумму на будущее, полагают 61% россиян, как утверждает опрос ВЦИОМ. 60% считают, что сейчас «скорее плохое» время для крупных покупок, а «скорее хорошим» его назвали лишь 24% (три года назад таких было почти вдвое больше – 46%).

18 окт. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4021 (157) от 18 окт. 2016

Журнал «Деньги» поинтересовался у коммерсантов, представителей крупных торговых сетей, почувствовали ли они, что граждане стали экономить?

Александр Малис, президент «Евросети»:

– Конечно. Люди стали гораздо внимательнее относиться к выбору техники. Рынок компьютеров, ноутбуков и крупной техники резко сжался. Например, телефон человек вынужден менять достаточно часто по разным причинам. А обновлять девайсы, которые могут работать хотя бы 3-4 года, люди не спешат. Скажем, раньше могли купить ноутбук, потому что вышла более новая и интересная модель, сейчас такого нет. Люди приобретают новую технику, когда старая ремонту уже не подлежит.

Максим Недякин, член совета директоров «Уютерры», бывший совладелец сети магазинов SPAR:

– Давно почувствовали. Особенно на товарах для дома люди начали экономить как минимум с начала прошлого года. Если же говорить о продуктах питания, то здесь ситуация неоднородная, многое зависит от конкуренции в регионе. Где-то есть даже рост, но он условный, так как связан с увеличением цен. А если пересчитать его в каком-то эквиваленте, привязанном к валюте, все станет очень грустно. В продовольственной рознице ситуация достигла определенного предела. Остается надеяться, что населению все-таки поднимут зарплаты и наступит стабильность. Парадокс в том, что если люди впереди видят неопределенность, то даже при наличии денег тратить они их не будут. Они начинают тратить, когда видят стабильность и у них есть надежда на лучшее.

Виктор Семенов, председатель наблюдательного совета ГК «Белая дача»:

– Однозначно. Если раньше винегреты занимали 20-ю позицию по продажам, то сегодня они резко набрали обороты. Винегрет более дешевый продукт, поэтому пользуется большим спросом. Сейчас выбирают дешевые продукты, а не те, которые полезнее.

Сергей Рак, председатель совета директоров компании «Маркон»:

– Даже мы почувствовали. В кризисном 2008 году сетевые предприятия быстрого питания получили приток клиентов, которые, желая сэкономить, отказались от привычных обедов в кафе и ресторанах. Сейчас же этого не происходит, хотя мы и стараемся не повышать цены. Более того, заметно, что люди либо сократили частоту посещений, либо выбирают более дешевую продукцию. Кроме того, многие офисные и другие работники стали чаще приносить еду из дома. Наконец, в отличие от обычных кафе и ресторанов, которые закрываются повсеместно, успешно развиваются сети, сделавшие акцент на доставку пиццы, суши и другой подобной продукции.

Автор: Евгений СИДОРОВ