Шато де Рюс навсегда

Как замок в маленьком французском городке стал русским

13 окт. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4019 (155) от 13 окт. 2016

В начале XX века жил-был один французский толстосум. И вот решил он построить себе шикарный – в старофранцузском стиле – замок в маленьком городке Рив, что в 20 километрах от Гренобля. Впрочем, потенциальный замковладелец вскоре разорился, достроить жилище своей мечты не успел и продал его владельцу бумажной фабрики. Вот бы, наверное, удивился этот толстосум, если бы узнал, что по сей день в городке Рив каждый житель называет его строение le chateau des russes – «замком русских». И никак иначе.

Удивительную историю замка Оржер – замка русских – рассказывает фотодокументальная выставка, открывшаяся в залах Приморской картинной галереи, что на Партизанском проспекте, 12. Организатором проекта выступил Дом русского зарубежья имени Солженицына, а в город нашенский выставка приехала благодаря организации «Альянс Франсез».

– С 1924 по 1974 год в замке Оржер жила очень большая община, колония русских эмигрантов, – рассказывает граф Андрей Мусин-Пушкин, один из потомков основателей общины русских эмигрантов в городе Рив (именно из его семейного архива, а также документов, собранных Андреем Андреевичем у внуков и правнуков других обитателей «шато де рюс», и состоит выставка). – Колонию основал русский офицер Константин Мельник. Он приехал в Рив вместе с женой и нашел там работу на бумажной фабрике. Кстати, русские эмигранты не гнушались никаким трудом, генералы были таксистами, казаки шли на фабрики, лишь бы честно зарабатывать на жизнь. Константин Мельник убедил фабрикантов принять на работу еще русских, в основном семьи военных. Кстати, замечу, рассказы советской пропаганды о том, что из страны после революции уехали в большинстве своем «буржуи недобитые, графья да князья», не соответствуют истине. Аристократия составляла даже не половину эмиграции – ветер «революционного интернационализма» срывал с мест и интеллигенцию, и офицерство, и казаков, и разночинцев, и представителей многих других сословий.

Так вот, в качестве жилья работодатели предложили беженцам недостроенный заброшенный замок. Вскоре это строение и прилегающая территория стали «маленькой Россией». Русские завели в замке строгие порядки, основали в цокольном этаже церковь Михаила Архангела, где вел службы архиепископ Иоанн, позднее причисленный Русской православной церковью за границей к лику святых как Иоанн Шанхайский. В замок Оржер приезжали Игорь Стравинский и генерал Александр Кутепов. Здесь соблюдались русские традиции, все жили надеждой на свержение большевизма и верили, что вернутся на родину, в Россию, поэтому мальчиков, например, воспитывали как юнкеров – для будущей службы на благо Отечества.

Андрей Мусин-Пушкин и сам жил в «замке русских». Его дедушка по материнской линии Борис Гонорский был бессменным старостой поселения, одним из самых уважаемых жителей колонии. Сам Андрей Андреевич прожил у дедушки и бабушки с 10 до 14 лет.

– Это было время, когда меня научили любить Россию, – говорит он. – Дедушка каждый вечер приходил ко мне со стаканом молока, пряником и читал вместе со мной исторические романы – «Дубровского», «Князя Серебряного», делился воспоминаниями о России… Рассказывал про Владивосток. Да-да, моя мама родилась в этом городе, здесь жили и дедушка с бабушкой. Все вспоминали Владивосток как потерянный рай, место, куда более всего на свете хочется вернуться. Сегодня для меня архивы семьи – бесценное сокровище. И когда появилась возможность показать фотографии, документы, рассказать о жизни колонии русских в Риве (всего более 200 изгнанников из России жило в этом маленьком городке, в нем и сегодня не более 7 тысяч жителей), а уж тем более привезти выставку во Владивосток, я был счастлив.

– Дом русского зарубежья занимается сбором, хранением и популяризацией сведений о русском зарубежье, – рассказывает Игорь Домнин, куратор выставки. – Мы собираем воспоминания, документы, фотографии, архивы о жизни эмигрантов с 1917-го по 1991 год по всему миру. История колонии в замке Оржер – притом что мы знаем примеры существования и более крупных общин русских эмигрантов – уникальна. Обитатели «шато де рюс» жили очень дружно, сплоченно. Здесь даже работало мини-юнкерское училище, ставили спектакли по пьесам русских классиков, играли свадьбы по русским традициям – словом, это был настоящий «уголок России во Франции». Вы знаете, что и сегодня в городке Рив даже молодежь, которая и понятия не имеет о том, что когда-то здесь была русская община, замок Оржер называет замком русских. Это название стало топонимом…

Поэтому, узнав историю колонии в Риве, мы, разумеется, решили, что она достойна того, чтобы стать известной и в России.

Выставка состоит из нескольких разделов, каждый из которых сотнями фотографий, оригиналами документов рассказывает о том, как шла жизнь в «маленькой России» во Франции. Остается только поражаться тому, как верили эти люди в то, что они вернутся домой.

– Крушением надежд стал 1941 год, – говорит Андрей Мусин-Пушкин. – Конечно, все, кто жил в «шато де рюс», особенно мужчины, готовы были в любой момент стать под знамена РОВСа (Русского общевоинского союза) и воевать с большевиками до полного их изгнания из России. но, когда Германия напала на СССР, ни один из членов общины не присоединился к фашистам. А мой дядя Андрей Гонорский погиб, воюя с гитлеровцами во Франции. Но именно в эти дни стало ясно, что история пошла другим путем и вернуться вряд ли удастся…

Более 50 лет просуществовала колония в Риве. Что поразительно, когда она прекратила свое существование, замок Оржер снова оказался заброшенным. Все попытки городских властей организовать в нем приют или офисное здание потерпели неудачу. Замок был законсервирован и по сей день стоит пустым. Такое чувство, что его судьба и предназначение были выполнены: он стал вторым домом для сотен русских людей, изгнанных ветром революции с родных мест.

– Мы показали выставку «Оржер – замок русских» в Париже, Москве, Риве и Рыбинске (фамильном городе графов Мусиных-Пушкиных), – отметил Игорь Домнин. – Везде она пользовалась успехом. Например, за две недели ее работы в мэрии Рива экспозицию посетили чуть ли не все жители этого городка. Надеюсь, владивостокцам – жителям города, который тоже в свое время стал прибежищем для целой волны эмиграции, – покажется интересным то, что мы хотели рассказать о «шато де рюс».

В приморской столице выставка будет работать до 23 октября, затем отправится в Екатеринбург, Иркутск и другие города, где есть отделения «Альянс-Франсез».

 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ