Возвращение поросячьей классики
Новая постановка театра кукол напомнит малышам о необходимости взрослеть
Новый сезон Приморский театр кукол открыл уже традиционным уличным представлением – 1 октября в полдень к театральному крыльцу пришли все желающие, чтобы посмотреть небольшой моноспектакль Виктории Яскиной «Тайна бархатной кулисы» прямо на открытом воздухе. В этот же день публике – уже в зале – показали постановку «Тайна синего конверта».
А на следующий день – еще одна премьера. Спектакль «Три поросенка» по пьесе Сергея Михалкова – неожиданный сюрприз, ведь решение о том, что эту всеми любимую историю вернут на сцену театра, Виктор Бусаренко, главный режиссер, принял только в июле. И сразу начались репетиции.
– Не так давно в нашем репертуаре появился спектакль «Держись, поросята» – такая немного осовремененная и переделанная история про трех поросят, – объясняет Виктор Бусаренко. – Увы, она прожила недолгую жизнь на сцене. У каждого спектакля свое время в этом смысле, и вот та версия знаменитой сказки про трех поросят, к сожалению, не стала любимой у зрителя. Более того, к нам не раз обращались с вопросом: «А тех, старых, классических «Трех поросят», у вас в репертуаре нет?». Мы не могли не прислушаться к этим пожеланиям и решили обновить наш спектакль, который был поставлен впервые в 1995 году, и дать ему, так сказать, новую жизнь.
– И в итоге получился очень традиционный, можно сказать, классический спектакль?
– Да, мы не отходили от всеми любимой пьесы Михалкова, все образы выдержаны в классической манере: поросята Ниф-Ниф (Анастасия Капшук) и Нуф-Нуф (Оксана Иванова) – немножко легкомысленные разгильдяи, а Наф-Наф (Ольга Перфилова) умнее и ответственнее своих братьев, Волк (Василий Косенок) – такой типичный «урка» мелкого пошиба, дворовый хулиган, всегда пасующий перед сплоченным отпором или перед тем, кто сильнее. Лесовик (Алексей Белов), тоже персонаж из сказки Михалкова, кстати, как раз такую силу и олицетворяет.
Музыка в постановке – классический фокстрот «Три поросенка» в обработке Анатолия Тихонова, в свое время делали с этим прекрасным музыкантом множество спектаклей. Кукол и оформление спектакля наш художник Ирина Цыпылова сделала новые, но по мотивам, скажем так, тех, из 1995 года. Хотели сделать очень ясную, простую тростевую постановку – такую, которая, как оказалась, приятна зрителю.
Мы позволили себе немного пошалить, добавив несколько реплик, которые слегка приближают постановку к сегодняшнему дню и нашему краю, – например, про пенсию и про отбойный молоток, сделанный в Китае. Такие мелочи рождались в ходе репетиций из реплик актеров, а потом решили их оставить.
Вообще, концептуальные спектакли, разные новации наша публика – в большинстве своем это родители малышей – не слишком воспринимает, с трудом с ними соглашается. Все наши «неклассические» спектакли принимаются сдержанно, а вот такие, как нынешние «Три поросенка» (притом что для нас они даже в чем-то кондовые), идут у публики на ура. Думаю, успех ждет и этих «Трех поросят».
Сказку о трех поросятах, домиках из травы, веток и кирпича, злом волке не знает разве что ну очень далекий от европейской культуры человек. И действительно, в такой постановке трудно придумать что-то невероятно необычное, да, наверное, оно и не нужно. Ведь классика – она и есть классика, на таких сказках дети растут, впитывают в себя самые простые догмы.
– Главный посыл спектакля – добро побеждает зло – это самое важное, – говорит Виктор Бусаренко. – Он учит сплоченности, дружбе, напоминает о вреде легкомыслия. Постановка рассчитана на дошколят и говорит о необходимости взрослеть, умнеть, учиться.
– Что еще нового увидят юные зрители в перспективе?
– Следующей премьерой станет польская сказка «Кто спасет королевну Булочку» по произведению Мацея Войтышки – очень музыкальный, легкий спектакль с тростевыми куклами, затем выпустим спектакль «Мышка-хвастунишка» по очень симпатичной пьесе Марии Лукашкиной. Обязательно на малой сцене поставим лирическую сказку «Аистенок и пугало».
И есть у меня давняя мечта, задумка, которую надеюсь осуществить в этом сезоне, – поставить спектакль по басням Крылова. Я обдумывал постановку и так, и эдак, и вот совсем недавно пришло решение: «Басни дедушки Крылова» станут своего рода синтезом самых разных жанров. Одна басня будет решена как постановка с тростевыми куклами, другая – с перчаточными, третья будет мюзиклом и так далее. В одной постановке покажем весь спектр приемов кукольного театра. В спектакле обязательно появится и сам Крылов, тем более что у нас в коллективе есть актер, очень похожий на Ивана Андреевича – Вадим Перфилов.
Басни Крылова очень мудры, занимательны, и главное – они очень сценичны, отлично подходят для постановки. А поскольку они короткие, то в спектакль можно уложить 10 – 12 басен, и это может быть очень интересно и необычно.
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ