Учитель – профессия нескучная

Накануне своего праздника педагоги говорили о любви... к ученикам

30 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4012 (148) от 30 сент. 2016
b78e01a84bbfdcda825ef9d6d580a624.jpg

Определить формат встречи с учителями владивостокских муниципальных школ, прошедшей в редакции «В», право слово, не берусь. Круглый стол? Слишком формально. Мы пили чай и говорили о самом главном в их профессии – об учениках.

Бесспорно, учителя бывают разные. Есть, увы, те, кто к работе относится формально. Но большинство педагогов профессию сделали своей жизнью. Наши гости – три словесника, математик и учитель иностранных языков (два последних, к слову, представители педагогической династии) – определенно, относятся к последней категории. Почему? Они до сих пор волнуются перед 1 сентября. Даже те, кто официально уже несколько лет на пенсии!

– А как иначе? – рассуждает учитель математики гимназии № 2 Елена Гурьянова. – У детей глаза в ожидании нового, еще неизведанного распахнуты. А сколько в них доброты, какие они для нас слова находят необычные – сердце вздрагивает!

Право на любимчиков

Ученики, похоже, вообще, самая популярная тема в разговорах педагогов. О чем бы ни заходила речь, все равно говорили о них, любимых…

Интересно, если есть любимые учителя, значит должны быть и любимые ученики? Или какие дети забирают больше внимания? Или вот провокационный вопрос: позволяют ли они себе иметь любимчиков?

– Отличники забирают достаточно внимания, – уверена Людмила Богачук, учитель русского языка и литературы школы № 6. – Оно и понятно: эти дети тебя как профессионала фактически презентуют. Ты помогаешь им готовить проекты, курируешь их исследовательскую работу. Трудных же учеников тем более опекаешь, и днем и ночью… В моей практике был ученик, который ходил в школу только со мной, – я подходила к дому, звонила по домофону. Он спускался, и мы вместе шли в класс.

– Количество душевных сил, вкладываемое в ученика, не зависит от того, слабый он или сильный, – уверена Надежда Слободянникова, учительница русского языка и литературы гимназии № 1. – Твоей помощи одинаково требует и тот, который готовится к ЕГЭ и хочет поступить в лучший вуз страны, и тот, у кого ничего не получается. Все зависит от простой человеческой привязанности. К кому именно? Таких детей много, в каждом классе есть.

– Знаете, жалеть надо всех. Любить же всех – это значит не любить никого, – продолжила мысль Людмила Богачук. – Мы обычные люди, хоть и держим лицо и стараемся эмоционально никого не выделять, но все равно в душе есть привязанности. И это не всегда отличник. Это может быть трудный ребенок, у которого отец пьет, мать пьет и в которого только ты вкладываешься. Ты и твои коллеги.

– Нужно сердцем воспитывать, иначе нечего делать в школе, – подытожила Елена Гурьянова.

И все же все присутствующие учителя резюмировали: любимчиков быть не должно!

Поговорили мы и о требованиях: к себе, к ученику, к родителям.

– Своим ребятам начиная с самого первого классного часа говорю: для меня самое важное – не действовать исподтишка, то есть не быть подлым, – делится Надежда Слободянникова. – Все остальное – обман, ловкачество – можно понять, принять и научиться с этим жить. Если ребята настроены на диалог, рано или поздно приходит понимание и подобные ситуации (откровенно подлые) мы изживаем. К родителям у меня требований нет. Могу только пригласить их на беседу, прокомментировать какие-то факты из жизни ребенка.

– У родителей есть свои обязанности, и, простите за тавтологию, они обязаны их выполнять, – оппонирует коллеге Людмила Богачук. – Другой вопрос, если они не совсем верно представляют этот круг обязанностей. Например, пытаются руководить образовательным процессом. Как справляюсь с ситуацией? На родительском собрании, поднимая больную тему (например, неправильная оценка учителем знаний ребенка), представляю все документы, касающиеся этого вопроса, и разговариваю, как говорил Маяковский, шершавым языком плаката. Существуют критерии оценки знаний учеников, и мы строго придерживаемся этих правил. Если возникает нравственная проблема (такое тоже случается иногда), приглашаю на встречу школьного психолога…

Учителем? По второму кругу?

Откровенно говоря, попробовали мы помечтать, а именно: вернуться в ту временную точку, когда можно было вновь выбрать себе профессию. Никто не отказался от уже выбранной. Странно, да? Учитывая, сколько эта работа забирает сил, нервов, времени, здоровья…

– Можно рассматривать это как вызов, – считает Анна Мухаметзянова, учительница русского языка и литературы школы № 83. – В том числе самому себе. Я смогу! 35 человек в классе, все дети разные, и вдруг спустя какое-то время ты чувствуешь объединяющий их отклик. И понимаешь: это результат твоей работы. И так изо дня в день, из года в год…

– Отдаю детям энергетику и сама чувствую ответную, – делится впечатлениями Людмила Богачук. – Чувствую их тепло. Бывает, дома какая-то неприятность произошла, а переступила порог школы – и забыла.

– Совершенно верно, – поддерживает коллегу Елена Гурьянова. – Мы говорим: школа – эта большая часть жизни детей. И для нас это тоже часть жизни. А еще нас спрашивают: вы столько лет уже работаете, не скучно об одном и том же рассказывать? Ну кто вам сказал, что об одном и том же? Даже два класса в одной параллели – абсолютно разные, и уроки у них идут по-разному, – считает педагог.

– Профессия затягивает еще и потому, что она сублимирует в себе несколько специальностей, – считает Надежда Викторовна. – Это и менеджер, и сценарист, и психолог, и воспитатель. Как видите, огромный потенциал для творчества, реализации.

Младший представитель присутствующей у нас династии – Екатерина Селезнева и вовсе, отправляясь за высшим образованием, не планировала идти работать в школу. Мечтала стать переводчиком-синхронистом! Вплоть до третьего курса.

– Что повлияло на мое желание стать учителем? Возможно, общение с мамиными учениками, уже взрослыми людьми, которые до сих пор ей благодарны, – размышляет Екатерина Селезнева.

И вот востоковед-африканист (так в дипломе написано) преподает в гимназии № 2 английский и корейский языки. В той самой гимназии, где мама работает учителем математики.

– Я отговаривала ее, ведь знаю, как это тяжело, – вспоминает Елена Гурьянова. – Но теперь могу сказать: из нее получится хороший учитель.

На долгую память

Определенно, в такой эмоционально и событийно насыщенной жизни всегда обнаружится эпизод, а то и парочка, о которых будешь вспоминать долгие годы. Не стали исключением из правил и наши учителя.

– Самый яркий эпизод в моей недолгой практике – присутствие президента страны Владимира Путина на моем уроке, – начала первой Екатерина Селезнева. – Как раз шел интегрированный урок корейско-японского языка: ребятам, изучающим корейский, задавали вопросы о Японии, японистов, соответственно, спрашивали о Корее. В момент, когда зашел президент, на стенде проектор высвечивал картинки с изображением суши и сашими. И тут, как будто готовился, он задал вопрос: где готовят блюдо из ласточкиных гнезд? В ответ – молчание, ни я, ни мои ученики не знают. И только один отличник спас ситуацию, ответил: в Китае.

На вопрос: «И как вам Владимир Владимирович при личном общении?» – ответ был краток, но эмоционален: «Невероятный мужчина!»

– Если честно, – признается девушка, – когда глава государства зашел в класс, я поздоровалась и впала в транс. Даже не помню кто, он или кто-то из сопровождения, попросил представиться. Надо у учеников спросить.

– Одним из ярких воспоминаний стала поездка с классом в международный английский лагерь под Гонконгом, – делится Надежда Слободянникова. – Планировали улучшать знание английского языка. Когда приехали, выяснилось, что параллельно проходит еще и творческий фестиваль, – в этом лагере учат снимать кино. На следующий день нас привезли в местную киностудию и предложили написать сценарий на английском языке с использованием элементов китайского фольклора, выбрать несколько мест для съемок эпизодов. И на следующий день пообещали по нашему сценарию снять фильм. Моих ребят разделили на две группы, привезли в парк – настоящие субтропические джунгли, по которому мы бегали несколько часов, искали места для съемок эпизодов. У нас была девочка, которая изучала китайский, и ее знания притч, легенд, сказок помогли командам что-то придумать. В итоге мы привезли с собой два фильма, снятых самостоятельно, правда, под руководством профессионалов.

– Еще во время моей работы в Санкт-Петербурге наш класс был приглашен на Пушкинский бал в один из дворцов, – говорит Анна Мухаметзянова. – Моих девчонок, мальчишек и меня тоже одели в костюмы соответствующей эпохи. Обучили полонезу. А после мы танцевали во дворце. Это было настолько яркое погружение в атмосферу эпохи!

– А мне запомнилось прощание с одним из выпускных классов, – вспоминает Елена Гурьянова. – Я их вела до 9-го класса, но, окончив 11-й класс, после торжественной линейки они вновь объединились, чтобы поздравить меня: спели песню, а потом каждый ребенок дарил цветок и благодарил за какой-то конкретный поступок, отношение к себе! Было сказано много добрых слов, которых даже не ждала. Вот откуда берутся те чувства, которые, несмотря ни на что, заставляют работать в школе.

Справка «В»

Владивосток – единственный город в Приморском крае, где муниципалитетом оказывается финансовая поддержка молодым специалистам. Подобная помощь стала возможной благодаря реализации подпрограммы «Развитие и поддержка педагогических кадров» муниципальной программы «Развитие образования Владивостока» на 2014–2018 годы, разработанной по поручению главы города Игоря Пушкарева. Цель программы – привлечь молодые кадры в сферу образования.

Согласно программе все молодые педагоги, пришедшие работать в школы и детсады Владивостока, получают существенную материальную поддержку: единовременную выплату и ежемесячные доплаты к заработной плате.

Важно отметить, что инициированные Игорем Пушкаревым меры по привлечению молодых кадров показали результат. Так, за 2011–2014 годы в образовательные учреждения Владивостока пришли 395 молодых специалистов. В 2007 году их было лишь около 40.

Грант главы Владивостока Игоря Пушкарева на развитие – от 700 тысяч до 1 миллиона рублей – в этом году получили 10 школ. Так, гимназия № 1 разработала концепцию центра учебно-методического и научного сопровождения ФГОС общего образования. Школа № 13 успешно защитила свой проект «Реализация федеральных государственных образовательных стандартов: от качества условий к качеству результатов».

С интересным подходом к решению задач развития выступила школа № 65 – «Обучаем других – обучаемся сами». Команда школы № 66 представила проект «Создание условий для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий «Электронная школа».

Тщательно проработанные проекты, опирающиеся на современные методики личностного развития, защитили школа № 71, школа № 25 и гимназия № 2.

Школы с количеством обучающихся до 450 человек получили по 700 тысяч рублей на реализацию заявленных проектов. Учреждения образования, которые посещают от 450 до 750 школьников, – по 800 тысяч рублей. Гранты на 1 миллион рублей исполняющий обязанности главы города Константин Лобода вручил школам, где учится более 750 юных горожан.

    

Автор: Анжелина ШИЛАН