Таможня «24 часа»
С 1 октября все пункты пропуска, задействованные в реализации закона «О свободном порте Владивосток», переходят на круглосуточную работу
Так совпало, что переход в режим нон-стоп состоится в дни празднования 25-летия со дня образования Федеральной таможенной службы.
Между тем для сотрудников таможенного поста «Аэропорт Владивосток» это нововведение не стало неожиданностью: они давно трудятся 24 часа в сутки. С той лишь разницей, что в октябре появятся новые виды контроля. Техническое оснащение поста к этому готово, также будет увеличен штат сотрудников. Поэтому серьезных проблем в исполнении требований вышеназванного документа начальник таможенного поста «Аэропорт Владивосток» Владимир Кривцов не видит.
Бумага отменяется
Между тем у нового режима работы есть свои подводные камни. Так, при исполнении своих должностных обязанностей «наследники Верещагина» трудятся бок о бок с представителями иных госструктур, например, фитосанитарной и ветеринарной инспекции. Владимир Кривцов убежден, что непрофильные специалисты должны быть не «пришлыми», а числиться в структуре таможни. По его словам, пассажирам будет удобно, если на сотрудника таможни возложат полномочия ветеринара и фитосанитара. Благодаря расширению функций меньше времени уйдет на досмотр животного либо растения, а также на оформление документов. Но, как говорит Владимир Кривцов, кадровые вопросы от них не зависят.
– Наша цель – упрощать и ускорять процесс прохождения проверки пассажиров, к чему мы постоянно стремимся. Поэтому многие наши ведомственные решения, а также федеральное законодательство предусматривают ускорение таможенных операций с применением электронного документооборота. И если сейчас перевозчик может выбирать, подавать ему декларацию на бумаге или в электронном виде, то с 1 апреля 2017 года бумажные декларации отменяются, – рассказал «В» начальник таможенного поста «Аэропорт Владивосток».
Но в случае необходимости за таможней остается право истребовать оригиналы документов. Например, чтобы снизить таможенные платежи, человек указал в электронной декларации сведения, не соответствующие действительности. К тому же делал это неоднократно. Такие перевозчики попадают в «группу риска», и отношение таможни к ним уже иное, нежели к законопослушным пассажирам. Все его товарные партии, прибывающие в Россию из-за рубежа, будут подвержены тотальному контролю. И кому от этого станет лучше?
Необходимо добавить, что с 1 сентября таможенный пост «Аэропорт Владивосток» включен в общероссийский эксперимент по предварительной подаче пассажирской декларации через Интернет. По задумке разработчиков этого проекта, предварительное информирование в перспективе будет способствовать ускорению процесса таможенного оформления. То есть человек, проживающий в любом населенном пункте России, планируя поездку за рубеж, может заявить на сайте Федеральной таможенной службы о предстоящем перевозе через границу определенного количества валюты. После чего декларант получает уникальный личный номер, которого достаточно для распечатки пассажирской декларации для прохода через таможенный пост. На оформление документа уходят минуты. Это выгодно и пассажирам, и сотрудникам таможни: время – деньги.
Удача в казино обернулась проблемой на таможне
Кстати, недавно на таможенном посту «Аэропорт Владивосток» произошел показательный инцидент с тремя китайскими туристами, отбывающими из России на историческую родину. Во время прохождения таможенного контроля у них нашли незадекларированную валюту в значительной сумме. Когда стали разбираться, откуда доллары, выяснилось, что это законный выигрыш в казино в игорной зоне, расположенной на побережье бухты Муравьиной. Казалось бы, какие здесь могут быть проблемы? Выиграл – радуйся удаче! Если бы не одно существенное «но».
При получении американских «рублей» крупье не сказал везунчикам, что выигрыш необходимо задекларировать, так как он превышает сумму, разрешенную на вывоз из нашей страны без декларирования. К счастью, конфликт обошелся без уголовного преследования. Всю сумму китайцам вернули, предупредив на будущее, чтобы были внимательнее с перевозом валюты через российскую границу. Когда им вновь выпадет удачная карта.
– Если ты провозишь через границу свыше 10 тысяч долларов, то задекларируй ее и проблем не будет. Скорее всего, граждане Китая не знали о наших правилах перевозки. Хотя в аэропорту есть стенды со всей необходимой информацией, в том числе и на китайском языке. Чаще всего люди попадают в переплет из-за своей невнимательности, – подчеркнул Владимир Кривцов.
По его словам, человек, перемещаясь через границу, даже не подозревает, что и его багаж, и он сам под контролем таможни. У российских таможенников отлажены контакты с коллегами из Поднебесной, и, если есть необходимость, коллеги по своим каналам делятся информацией о подозрительном пассажире и его саквояжах. Для улучшения взаимосвязей проводятся международные семинары и стажировки, китайцы едут к нам на учебу, наши таможенники – к ним. Как уверяет Владимир Кривцов, обмен опытом таможенного контроля приносит весьма эффективные плоды.
– Мы полностью открыты, как и наши китайские коллеги. Они показывают нам программные продукты, специальную технику, рассказывают, как работают с проблемными пассажирами из «группы риска». С южнокорейскими коллегами работа тоже проводится, но не так продуктивно, как хотелось бы. Плотного взаимодействия и стажировок у нас с корейцами нет, – резюмирует начальник таможенного поста «Аэропорт Владивосток».
Общение с пассажирами – неоценимый опыт
Одно из перспективных направлений работы таможни в новых условиях, которое должно ускорить процессы таможенного оформления, это трансфертные транзитные перевозки багажа. То есть гражданин, проживающий, к примеру, в Иркутске, убывая за границу, может сдать свои чемоданы в багажное отделение местного аэропорта. И получить имущество уже в финальной точке своего маршрута, то есть в другой стране. Если, конечно, у него нет товаров или предметов, подлежащих письменному декларированию.
Это идеальный вариант транзита багажа через границу. К сожалению, во Владивостоке он неосуществим пока по разным причинам. Прежде всего по техническим – для реализации проекта необходимо материальное вложение.
– В такой схеме работы заинтересованы и перевозчики (для них это еще одна статья дохода), и пассажиры. На время нахождения в пути они могут забыть о тяжелых чемоданах и сумках. Конечно, здесь есть свои риски. Но перевозчик страхует багаж, в том числе от его пропажи или вскрытия. Подобная схема перевозки багажа уже существует в России, в аэропортах Москвы, – говорит Владимир Кривцов.
Техника техникой, но для работы с пассажирами, прибывающими из-за рубежа, сотруднику таможни без знания иностранного языка не обойтись. Мало ли какая помощь понадобится забугорному гостю. Но и здесь начальник таможенного поста «Аэропорт Владивосток» уверен в своих коллегах: они не подкачают. Его уверенность подкреплена опытом. На Втором Восточном экономическом форуме, состоявшемся во Владивостоке в этом году, для обслуживания иностранных пассажиров впервые были привлечены студенты таможенной академии со знанием английского языка. Хотя в прошлом году в качестве обслуживающего персонала задействовали сотрудников таможенных служб со всего Дальневосточного региона. Что было очень накладно – прежде всего из-за командировочных расходов.
Первый блин не получился комом, довольны были и пассажиры, и студенты, которые обрели неоценимый опыт общения с носителями иностранного языка. Владимир Кривцов говорит, что эту практику они будут продолжать и в дальнейшем: прошедший Восточный экономический форум – не последний.
Справка «В»
Таможенный пост «Аэропорт Владивосток» (ранее – «Артемовский») создан в 1987 году. Сегодня коллектив поста составляет боле 60 человек. За январь – август 2016 года таможенным постом оформлено 2238 воздушных судов, 244919 пассажиров, выпущена 2301 декларация на товары. С начала года перечислено в федеральный бюджет 423,93 млн рублей при плане 404,11 млн рублей.
Автор: Сергей КОЖИН