Долги наши тяжкие. И невозвратные

Кто заступится за заимодателя, и могут ли современные коллекторы работать цивилизованно

28 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4010 (146) от 28 сент. 2016

С 1 января 2017 года вступит в силу закон, который внес ряд ограничений в деятельность коллекторских агентств. Он был принят Госдумой в июне и призван усмирить коллекторов-беспредельщиков. В основу нового закона легли выводы по вопиющим случаям применения силы в отношении должников. 

С угрозой расправы со стороны коллекторов регулярно сталкиваются заемщики по всей стране, и Владивосток не исключение. Так, в апреле коллекторы пустили газ в квартиру владивостокца, пытаясь заставить его открыть дверь. От газа пострадала беременная жена заемщика, ее пришлось госпитализировать. Похожий случай произошел в конце августа: жительнице дома на улице Калинина неизвестные лица сообщили, что ее сосед не отдает кредит, поэтому они взорвут подъезд, а дверные замки заклеят, чтобы никто не смог выбраться из квартир.

Угрозы расправы, шантаж, запугивание, а иногда и причинение реального вреда здоровью должников – вот способы работы современного коллектора в представлении обычных людей. Однако надо понимать: коль скоро коллекторскую деятельность не запрещают вовсе, а только ограничивают, значит, она остается в рамках правового поля. и наверняка существуют коллекторы, которые работают цивилизованно. Каким именно образом, рассказывает директор одного из коллекторских агентств Владивостока Роман Яковлев.

– Закон «О потребительском кредите», регламентирующий работу коллекторских агентств, принят еще в 2014 году, а изменений как будто нет: мы постоянно слышим о случаях угрозы расправы над должниками…

– Давайте сразу оговоримся: есть люди, которые и рады бы отдать долг, но не могут в силу объективных причин, а есть те, кто изначально ничего никому возвращать не собирался. Мы, легальные коллекторы, работаем и с теми, и с другими должниками всеми доступными нам законными способами. Случаи угрозы или шантажа, о которых вы говорите, происходят, когда за дело берутся так называемые черные коллекторы – попросту бандиты. К нам они никакого отношения не имеют. Если появляются угрозы, нужно немедленно обращаться в прокуратуру.

Что касается нового закона, то это первая попытка регламентировать взыскание: как и когда контактировать с должником, какую информацию нужно ему предоставлять. Я бы сказал, что данный документ – дополнительная лазейка для должников, которым и так, на мой взгляд, предоставляется множество поблажек. Почему-то закон становится на сторону должников, напрочь забывая о заимодателях.

– Получается, что теперь можно взять заем и не отдавать? Что будет, если про долг «забыть»?

– Конечно, кошмарить вас не будут, но по судам побегать придется. Причем нужно быть готовым к тому, что коллекторы будут знать о вас все. Большая часть нашей работы лежит в сфере андеррайтинга – это процедура оценки вероятности погашения или непогашения запрашиваемого кредита (в нашем случае – долга). Мы узнаем, какие активы есть у должника, движимое и недвижимое имущество, счета в банке. Для этого используем все доступные нам каналы.

Во-вторых, будьте готовы к тому, что мы позвоним. Причем в трубке вы услышите не механический голос автоответчика, а живого человека. Сначала попробуем разрешить ситуацию удаленно, уговорив человека выплатить долг, либо попытаемся назначить встречу и побеседовать лично. Если две-три встречи не дают видимого результата, мы готовим документы, направляем их в суды, дальше идет работа с приставами, которые оценивают имущество, выносят постановление о его изъятии.

С должниками нужно работать постоянно. Бывает, человек не платит несколько лет, а потом закрывает долг в один момент. Спрашиваем почему: оказывается, изменилась жизненная ситуация, заемщик пошел в бизнес и ему нужно иметь чистую кредитную историю.

Недавний случай: человек задолжал деньги банку, служба безопасности всячески пыталась повлиять на него, но переговоры ни к чему не привели. Тогда долг отдали нам, и в ходе работы выяснилось, что заемщик не поладил с менеджером банка и пошел на принцип, решив средства не возвращать. Мы с ним поговорили, объяснив, почему ему как собственнику бизнеса нежелательно иметь долги. Он нас понял, при этом был более чем доволен, что часть средств мы возьмем в качестве комиссионных и банк все-таки что-то да не получит с его долга.

Те, кто платить не собирается, будут сопротивляться до последнего. Некоторым маргиналам даже услуги канализации отключали, пока соседи не начинали жаловаться на неприятный запах и… сами не платили за должника. С иными товарищами мы встречаемся в судах по три-четыре года, так как долги они имеют перед разными организациями. И они их платят. Постепенно, но платят. Бывает, люди просто забывают платить за коммуналку сдаваемых в аренду квартир. Мы им напоминаем, и дело двигается с мертвой точки, хотя коммунальные службы уже отчаялись получить с должника деньги.

– Как вы поступаете в случаях, когда человек совсем не идет на контакт и долг отдавать отказывается?

– С таким контингентом работать сложно. Можно через суд запретить выезд за границу, арестовать автомобиль, испортить кредитную историю, снимать с банковского счета часть средств, но… Эти методы редко когда устраивают и самого заимодателя.

В таких случаях некоторые коллекторы привлекают определенных людей в контролирующих органах и начинают «кошмарить» бизнес: стопорить выдачу разрешений, поставки, подписание каких-то актов и т.д. За эти услуги комиссионные гораздо выше, но и разрешения спора ждать не приходится. В психологическом плане заимодателям тяжело согласиться на то, чтобы из долга в 20 млн рублей отдать, предположим, 12 млн комиссионных. Тут уже он сам решает: либо сидеть и «чахнуть» над исполнительным листом, в котором написано, что ему должны 20 млн, и получать по тысяче в месяц через судебных приставов, либо согласиться на те условия, которые ему предлагают.

Хотя даже в случае преследования бизнеса не всегда стоит надеяться на возврат долга. Некоторые заемщики готовы потерять прибыль, потратить нервы, но долг так и не вернут. Стопроцентных гарантий в этом деле никто не даст.

К сожалению, самые действенные способы взыскания долгов – нелегальные: угроза жизни или причинения вреда здоровью. Их «эффективность» ярко демонстрировал опыт 90-х. К слову, клиенты до сих пор в нашем цивилизованном XXI веке периодически просят вывезти заемщиков «на Горностай». Но их тоже можно понять. Представьте: человек дал в долг другу на открытие бизнеса последние деньги, вложился по-крупному, а друг пропал или просто кинул, заявив, что никогда долг не вернет. И что делать клиенту? У него семья, дети…

– Кстати, о комиссионных. Сколько стоят ваши услуги?

– Всегда по-разному, зависит от многих факторов, но, как правило, наша комиссия находится в пределах от 15 до 50 процентов от суммы долга. Клиенты далеко не всегда понимают, что платить придется фактически из своего кармана, и частенько мы слышим от них предложения взыскать комиссию дополнительно с должника помимо основного долга, что абсолютно незаконно. Отказ некоторые воспринимают крайне негативно, заявляя, что мы не коллекторы, раз не можем вытрясти с заемщика все деньги.

– Получается, обращаться к вам за взысканием дорого и далеко не всегда действенно. Так как же обезопасить себя от невозвратов?

– Скажу вещь очевидную: в долг лучше не давать. Хотя большинство наших коллег – хорошие психологи, мы не всемогущи. Особенно в случаях, когда у заимодателя нет на руках даже расписки. Поверьте, с таким мы сталкиваемся довольно часто. Недавний пример: человек перевел средства предпринимателю в надежде, что тот купит ему на аукционе японский автомобиль. Ни расписок, ни других подтверждающих бумаг о передаче денег на руках не имеет. Естественно, «предприниматель» пропадает из поля зрения вместе с деньгами. И тут тоже ничего не поделаешь: по закону никакого долга не существует.

Перед тем как дать в долг, сто раз подумайте, насколько благонадежен заемщик и сможете ли вы своими силами вернуть деньги. А главное, подкрепите факт передачи денег документально. 

Автор: Катерина МАТВЕЕВА