Скорей бы закончился тихий час!

Профессиональные принципы современной заведующей детским садом

28 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4010 (146) от 28 сент. 2016
c7f0caa80b749a49f4d2270d9287feb6.jpg

Открытие новых детсадов и нескучные будни их воспитанников – одна из самых позитивных тем сегодняшней жизни. Поэтому «В» регулярно публикует «детсадовские» репортажи, благо Владивостоку в этом плане есть чем похвастать. За последние восемь лет городские власти построили и реконструировали 24 детских учреждения, окончательно решив проблему нехватки мест для дошколят. А на этот раз у нас появился еще один повод заглянуть в детсад: 27 сентября в России отмечается День воспитателя. И когда встал вопрос, с кем из них пообщаться накануне профессионального праздника, мы сразу вспомнили про Татьяну Москаленко, заведующую детским садом № 68.

Мы познакомились с ней в прошлом году, когда готовили материал об открытии на улице Баляева, 50в нового муниципального детсада «Росинка». Помнится, сам сад поразил нас и интерьером, и светлыми, праздничными ощущениями. А еще огромное впечатление произвела его невероятно позитивная заведующая…

Наша нынешняя встреча началась неожиданно – первый вопрос был адресован, как ни странно, мне: «И как наш сад? За год изменился?» Пока я озиралась, Татьяна Сергеевна выдала поток информации. О конкурсах, в том числе и муниципальных, об умничке Диме Хафизове из группы «Белочек», который изумительно выступил на городском конкурсе чтецов, о том, что воспитанники «Росинки» должны вскоре принять участие и во всероссийских конкурсах. И о местных, детсадовских, мероприятиях, за участие в которых детишек обязательно нужно поощрять…

Страсть к профессии

– Перед визитом к вам я, честно признаюсь, заглянула на местный сайт мамочек. Как вы знаете, там содержатся отзывы обо всех детсадах Владивостока. Замечу, объективные отзывы, поскольку родители – аудитория дотошная, им до всего есть дело. В отзывах о саде № 68 – только чистый восторг. Одно омрачает: нет набора на ближайшие годы. Давайте объясним почему.

– Тут все просто: наш детсад в прошлом году укомплектовали младшими и средними группами. Самые старшие из наших детей будут выпускаться лишь в следующем учебном году. Только тогда можно будет говорить о новом наборе.

– Татьяна Сергеевна, на мой взгляд, вы невероятно органичны в своей профессии. Глядя на вас, понимаешь: именно такой и должна быть заведующая детским садом. Вы всегда знали, что будете руководить дошкольным учреждением?

– Никогда не думала, что все сложится именно так. Ребенком познакомившись со своей первой учительницей, я в нее буквально влюбилась. Тогда я точно знала: вырасту и стану учителем. И не просто знала, я свои мечты как могла реализовывала: и дома, и во дворе играла в школу… Дальше был педагогический институт, успешная практика в школе, в начальных классах.

А в детсад пришла, потому что ребенка нужно было устраивать. И очень благодарна своей напарнице, заразившей меня страстью к профессии, которая наложилась на мою крайне неусидчивую натуру. Я набиралась опыта в детсаду в одном из приморских городов: работала нянечкой, воспитателем. Потом стала методистом. И когда насмотрелась, как мой старший сын в сад отправлялся со слезами, захотелось что-то перевернуть, изменить жизнь детей в детском саду, чтобы не было этой ежеутренней трагедии, слез, чтобы ребенок шел в детсад с радостью. Ведь нам доверяют детей самого благодарного, податливого возраста: бери и лепи из них личность – честную, свободную. Дети наши – маленькие, доверчивые, открытые, и так не хочется, чтобы они лишались этих качеств. Поэтому в своей группе мы прыгали, скакали, постоянно устраивали праздники. Одним словом, всеми способами отвлекали малышей от слез, от грусти…

Мне невероятно нравилось работать методистом: идей всегда море, и иметь возможность воплотить их в жизнь дорогого стоит. Образовательные, развивающие программы, бесспорно, важны, но не менее важно направить работу воспитателя на то, чтобы расшевелить малышей, отвлечь их, привлечь к жизни сада. Особенно если речь идет об адаптационном периоде, когда маленьких отрывают от мам, приводят к незнакомым людям, к чужим детям.

Праздники – лекарство против слез

– У вас, кстати, в прошлом году был адаптационный период для всего детсада. Как его пережили?

– Да, наш адаптационный период был особенным, потому что стал общим для всего детского сада. Все группы были новоселами, и очень много малышей пришли сюда не из других учреждений, а именно из дома. Тем не менее сейчас я, оценивая тот отрезок времени и как методист, и как воспитатель, и как руководитель, понимаю, что мы все сделали правильно. У нас адаптация прошла довольно быстро и безболезненно. И в этом, конечно, заслуга воспитателей. Мы устраивали огромное количество следовавших буквально один за другим праздников, вовлекая в них в том числе и самых младших. Поначалу, приходя в музыкальный зал, они дичились, прятались, держась за юбку воспитателя, но постепенно мы приобщили к веселью и малышей.

– Думается, в работе заведующей мало остается от педагога, методиста, в большей степени нужно быть хозяйственником, управленцем. Не тесно вам с вашим творческим потенциалом в этой должности?

– Да, закупки, планы, графики – всем этим обогатилась моя жизнь. Хотите знать, из чего состоит мой рабочий день? Хотя бы на примере сегодняшнего: в 8.30 отвезла младшую дочь в детсад (она ходит в сад в Снеговой Пади) и поехала… в ФСБ. Потом в ГУ ЧС, в управление образования, в бухгалтерию…

– А результаты?

– Сдала паспорт по антитеррористической безопасности. Сейчас нужно по доступной среде паспорт делать. Никто не спорит, это очень важное и нужное дело, но много времени забирает… Удручает невероятное количество бумаг, которое необходимо подготовить. Чтобы получить одну справку, надо представить целый пакет других документов.

Но творчество в работе остается. Как без него? Вот чего катастрофически не хватает – светового дня, чтобы не только работу выполнить, но и что-нибудь новое придумать. Выручает коллектив – у всех есть идеи. Есть педагоги со своим видением, своими предложениями. Мы все подхватываем, обсуждаем, договариваемся.

– И ответственность…

– Да, вы совершенно правы. И ответственность. За все, что происходит в детском саду. Мы тут тяжелую пору пережили, когда от нас ушло несколько педагогов. Понятно, что у родителей все претензии были ко мне. За кадровую политику отвечает, разумеется, руководитель. А ведь бывает просто стечение обстоятельств. У одного педагога маму парализовало, она уволилась, чтобы за ней ухаживать, нескольких коммерческие сады привлекли высокими зарплатами. Еще одна воспитательница вместо того, чтобы пойти учиться на педагога-дошкольника (получение профильного образования – обязательное требование для воспитателей), предпочла вернуться к своей прежней профессии. К слову, все три педагога, которые ушли в коммерческие сады, все-таки вернулись: у нас лучше!

А от родителей мы все же получаем больше позитива. Гораздо больше тех, кто благодарит за нашу работу. На 1 сентября подошли ко мне и сказали: «Спасибо вам за то, что вы у нас есть». Я расплакалась. Честно!

О пользе учебы

– Татьяна Сергеевна, ответьте, пожалуйста, только честно: обязательная учеба или дополнительные курсы дают какую-то пользу уже состоявшимся людям, воспитателям с опытом? Ну, кроме документа о получении профильного образования…

– Вы знаете, в прошлом году, когда мы открывались и процесс требовал всего моего времени, учеба прошла мимо меня. И я чувствую, что мне ее не хватает. На своем примере скажу: польза есть. Услышала, записала, дома перечитала, голова заработала. Полученная информация обрастает идеями. Все, работа пошла…

– Например?

– Например, работа с родителями. Два года назад на курсах нам давали новые формы такой работы. Полученную теорию мы замечательно реализуем у себя на практике. В виде новых форматов родительских собраний. Или, например, мы завели журнал для родителей – фотоотчет о жизни ребенка в саду. Все-таки дети большую часть дня находятся с нами, и, конечно, мамам-папам интересно, как прошел день их чада. И мы стараемся каждый интересный миг детсадовского времени ребенка фотографировать, чтобы потом показать родителям. Еще у нас есть свой сайт, куда мы также выкладываем запечатленные фрагменты жизни наших детей. С завтрашнего дня я в отпуске – как раз и займусь его обновлением, а то все руки не доходят.

– А как же ваша детская мечта стать учителем?

– Нет, не хочу в школу! Я теперь представить не могу, как я без детсадовской жизни, без малышни. Как это – не будет ни шариков, ни праздников, ни смеха. Нет, в школе что-то, конечно, похоже, но совсем не то. Не мое. Тут мое место! Знаете, какой мы получаем здесь мощный энергетический заряд! В группу заходишь, а ребятишки буквально толпой к тебе бегут: кто-то за руку схватит, кто-то за юбку потянет, и каждый спешит поделиться: одна новое платьице показывает, другой роботом-трансформером хвастается, третий пытается их перекричать, рассказать, какого ему котенка подарили. Ради этого отклика мы сюда и пришли. Знаете, иногда идешь по коридорам в тихий час, и так хочется, чтобы эта тишина закончилась и сад вновь наполнился голосами и смехом детей.

Справка «В»

Напомним, что во Владивостоке впервые решена проблема нехватки детских садов. До 2008 года, за 15 предыдущих лет, в городе не было построено ни одного детсада. При этом около 200 зданий, где ранее размещались дошкольные учреждения, было продано или сдано в долгосрочную аренду. С 2009 года по программе главы Владивостока Игоря Пушкарева в приморской столице построено и реконструировано 24 детских сада, создано дополнительно 9783 места. Обеспечены путевками все дети с трехлетнего возраста. С 2015 года стали открывать ясельные группы для детей с полутора лет.

Муниципальный детсад № 68 «Росинка» построен с нуля и открыт в мае 2015 года. В настоящее время в городе идет строительство еще одного детсада на 300 мест.

  

Автор: Лика ТКАЧЕНКО