Эпоха возрождений

Что не заметили участники Восточного экономического форума во Владивостоке

21 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4006 (142) от 21 сент. 2016
6e9e073712a8bae29fcc523df46672ba.jpg

«В» продолжает серию публикаций, связанных с изменением облика приморской столицы. Преображение Владивостока уже отметили главы государств, бизнесмены и прочие гости Восточного экономического форума, который состоялся на острове Русском в начале сентября. Морской фасад, набережные, мосты, скверы – все это нашло отражение в многочисленных комментариях, оставленных участниками международного мероприятия в СМИ и соцсетях. 

Однако многое, чем может похвастать город, прошло мимо них. Оценить все новшества, расположенные в отдалении от гостевого маршрута либо не соприкасающиеся с географией их визита, полностью могут только горожане.

Например, уважаемые гости города в силу понятных причин вряд ли могли по достоинству оценить общественный транспорт приморской столицы. Да, и сегодня он вызывает нарекания, и сегодня к нему предъявляются претензии. Но их объем и тематика сильно отличаются от причин для недовольства пассажиров восьмилетней давности. Если раньше люди массово жаловались на нехватку машин, на их ужасное состояние, то сейчас жалобы носят уже точечный характер: к примеру, такой-то автобус на таком-то маршруте слишком долго стоял на остановке. Претензии из сферы поддержания жизнеспособности общественного транспорта переместились в сферу улучшения показателей его комфортности.

Пятнадцать лет на развалинах

Качественному скачку способствовало то, что во Владивостоке по распоряжению главы города Игоря Пушкарева был возрожден муниципальный автобусный парк, уничтоженный 15 лет назад. Сегодня на внутригородских маршрутах работают 157 муниципальных автобусов выпуска 2011 – 2013 годов. Это 52 немецких MANа (вместимость каждого – до 120 пассажиров), 100 «Фольксвагенов» средней вместимости и пять больших корейских DAEWOO.

Согласно статистическим данным, в прошлом году во Владивостоке пассажиропоток общественного транспорта составил порядка 130 миллионов человек, 122 миллиона из них – показатель автобусных перевозок. При этом услугами муниципальных автобусов (ВПОПАТ № 1) пассажиры воспользовались более 16 миллионов раз. Для сравнения: электрическим транспортом люди пользовались 7,5 миллиона раз, морским – 67,8 тысячи раз.

Муниципальные автобусы обслуживают 21 городской маршрут из 91. В 2015 году на маршруты города было дополнительно выпущено более 50 автобусов, и сейчас средний возраст подвижного состава, осуществляющего перевозки пассажиров во Владивостоке, составляет пять с половиной лет.

Работа общественного автомобильного транспорта в столице Приморья регулярно корректируется. Например, по просьбе жителей микрорайона Снеговая Падь был скорректирован маршрут № 95 «Снеговая Падь – Тухачевского – Суханова». В связи с открытием отделения МФЦ на улице Давыдова был запущен новый маршрут – № 20 «Проспект 100 лет Владивостоку – Багратиона – МФЦ (ул. Давыдова)». Также во Владивостоке появился еще один новый маршрут: № 79 «Бухта Тихая – Перинатальный центр – Черемуховая – Центр» (так муниципалитет отреагировал на возникшую потребность, поскольку недавно открытый перинатальный центр построен в стороне от основных транспортных потоков). А с 6 сентября этого года автобусы, связывающие остров Русский с материком, заходят на остановку «Приморский океанариум».

Корректируются не только маршруты автобусов – муниципалитет занимается упрощением оплаты проезда, сбором и аналитикой объективной статистики загруженности транспорта, обеспечением финансовой прозрачности каждого маршрута. Для этого запущен пилотный проект по внедрению в городских автобусах системы оплаты проезда через специальные терминалы.

«Мягкая» сила

Тем самым администрация города создала рычаг воздействия на частных перевозчиков. Как он работает? Конечно, можно было бы воспользоваться жесткими методами: серьезными штрафами, «дисквалификациями» компаний-перевозчиков, проверками и так далее. Но запугивание бизнеса привело бы к тому, что городские маршруты потеряли бы свою привлекательность для предпринимателей. Поэтому было решено применить мягкую силу: создать положительный пример, на фоне которого компаниям-перевозчикам стало бы просто стыдно (да и невыгодно) работать по-старому.

Мотивация пассажиров здесь простая: зачем ехать на машине-развалюхе, когда можно дождаться современный, просторный MAN? Горожанам дали возможность пользоваться качественным транспортом, который стал эталоном для частников. В результате если в 2008 году средний возраст пассажирских автобусов Владивостока составлял 12 – 15 лет, то сегодня 80 процентов машин, включая коммерческих перевозчиков, 2010 – 2014 годов выпуска, и обновление автобусного парка продолжается.

Все единицы общественного транспорта оборудованы системой ГЛОНАСС. Установка системы спутникового контроля началась в 2011 году. И именно с муниципального автопарка. Федеральный законодатель установил, что все транспортные средства, занятые перевозкой пассажиров, должны быть оборудованы такими приборами. И это требование стало обязательным при заключении контракта между администрацией приморской столицы и компаниями-перевозчиками.

Специальная программа помогает контролировать движение автобусов в режиме онлайн. То есть в любой момент можно отследить, где и какая машина находится. Бол ее того, где она находилась пять, десять минут, час или день назад. А значит, отреагировать на жалобы можно быстрее, эффективнее. Потому как все машины под присмотром. И программа выдает документ, доказывающий, соблюдал ли водитель временной норматив или нет. Поспорить можно с человеком, а с официальным документом – нет.

Для улучшения качества транспортного обслуживания горожан администрация Владивостока проводит регулярные проверки общественного транспорта. Перевозчиков ожидают штрафы за нарушения договорных обязательств: несоблюдение расписания движения, интервалов, схем движения и так далее.

Техника для чистоты

За последние восемь лет порядок был наведен в еще одной важной сфере – очистке городских территорий от снега. Что, конечно, гости и участники ВЭФ не могли оценить при всем желании.

Да, зимой очистка дорог идет не так быстро, как хотелось бы, и, скажем, за сутки освободить большой город от снежных сугробов не получается. Техника сначала очищает самые оживленные трассы, оставляя межквартальные проезды на вторую очередь. Почему? Да потому что снегоуборочных машин недостаточно. Сегодня их около 200 единиц, а необходимо по нормативу 600.

Однако все познается в сравнении. Многим жителям города памятен такой факт: в 2008 году парк коммунальной и дорожной техники Владивостока составлял всего 30 транспортных единиц. А очистка межквартальных проездов (а иногда и основных дорог) вообще не осуществлялась.

Напомним еще: профильное муниципальное предприятие в начале 2000-х было просто уничтожено. Пришлось возрождать его с нуля. При этом муниципальная техника позволяет производить все работы дешевле, так как не нужно платить подрядчикам, закладывающим в расценки собственную прибыль. Да и контролировать своих получается эффективнее.

Есть еще одна причина, по которой снегоуборочная техника «не ловит выпадающий снег на лету», как хотелось бы некоторым мечтателям. Содержать огромный парк зимней техники вместе со штатом персонала круглогодично – дорогое удовольствие. Приходится остановиться на оптимальном количестве. Казна Владивостока небезгранична, и чтобы в каждом направлении городской жизни, будь то социалка, благоустройство, дороги, новое строительство, было движение вперед, необходимо сбалансировать бюджет.

Движение вперед

В частности, благодаря установившемуся бюджетному правилу впервые за долгие годы администрацией Владивостока был проведен массовый комплексный ремонт придомовых территорий.

В 2013 году серьезной реконструкции подверглись более 70 придомовых территорий. В 2014-м проведен капитальный ремонт десятков городских пешеходных зон. В 2015 году отремонтировано порядка 50 улиц, пешеходных зон и проездов к многоквартирным домам. Обновились улицы Котельникова, Толстого, Жигура, Героев «Варяга», Гамарника, Русская, Руднева, Днепровская, проспект 100 лет Владивостоку. Асфальтировались трассы, которые пребывали в грунтовом состоянии десятилетиями. Например, трасса на улице Овчинникова. Работы продолжатся и в 2016 году.

Впервые за последние десятилетия ведется массовый ремонт подпорных стен и лестниц. Во Владивостоке более тысячи подпорных стен, которые представляют собой сложные технические сооружения. Практически все они, долгие годы бывшие бесхозными и потому быстро ветшавшие, теперь переведены в муниципальную собственность, имеют хозяина, с которого можно спросить. И горожане спрашивают. За последние восемь лет в приморской столице отремонтировано 58 подпорных стен, а также 750 лестничных маршей.

Таким образом, масштабное обновление Владивостока, начавшееся в период подготовки к саммиту АТЭС-2012 и стартовавшее с гостевого маршрута, с территорий, которым суждено было стать площадками крупных международных мероприятий, коснулось также всех сфер жизнедеятельности столицы Приморья, всех ее районов. Внимание федеральных властей и участие в государственных программах стало отправной точкой развития города. Грамотное использование полученных средств муниципальными властями позволило продолжить эти тенденции сегодня. Владивосток движется к тому, чтобы стать центром международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Не на бумаге и не в громких речах больших чиновников, а на деле. 

        

Автор: Евгений СИДОРОВ