Вывози российское

Формулу успеха промпроизводства на Дальнем Востоке вывели на ВЭФ-2016

15 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4003 (139) от 15 сент. 2016
8544d6f5ebdb8963d15b44cec80502b4.jpg

Промышленные кластеры способны стать одним из драйверов роста экономики нашего региона наряду с новыми инструментами развития – Территориями опережающего развития и свободным портом Владивосток. Какие предприятия нужны региону и что обеспечит рост промышленности, обсуждали на ключевой сессии Второго Восточного экономического форума «Производственные кластеры на Дальнем Востоке: точки сборки».

Все новое – хорошо забытое старое?

Сначала поясним, что такое «кластер». Четверть века назад с развалом социалистической экономики стало невостребованным такое полезное явление, как межзаводская кооперация. Это что-то вроде бартера между предприятиями. Например, трем заводам требуется каждому по тысяче болтов с гайками М12, причем с гальваническим покрытием. Скооперировавшись, один завод режет три тысячи болтов, другой столько же гаек, третий наносит специальное покрытие на всю партию. Затем все получают свою долю блестящих метизов. Это дешевле, чем если бы каждое предприятие закупило оборудование и изготовляло небольшие партии болтов и гаек с защитным покрытием для своих нужд. Однако поворот к капитализму в пресловутые 90-е резко оборвал действующие связи между организациями, породил недоверие к бывшим партнерам. Предприятия вынуждены были организовывать у себя необходимые производства – мелкие, но много. Использовались они в полсилы, поэтому их содержание заметно утяжеляло себестоимость конечной продукции.

Генеральный директор агентства по технологическому развитию Максим Шерейкин, выступая на секции ВЭФ, отметил, что проблемы с неполной загрузкой промышленных мощностей на сегодня испытывают большинство отечественных предприятий.

– Их директора говорят: мы не от хорошей жизни держим основные фонды, уровень загрузки которых 60 – 70 процентов, а накладные издержки – 400 процентов, – приводит данные Шерейкин. – Это все источник неконкурентоспособности подавляющей части российской экономики.

На каждую санкцию найдется кластер

И все же движение межзаводской кооперации хоть и затихло, но не пропало. Успешный опыт советских хозяйственников по снижению издержек производства взяли на вооружение нынешние акулы капитализма. Правда, теперь объединение по технологическим нуждам звучит современнее – кластер.

Такая форма сотрудничества в последнее время приобрела еще большую актуальность из-за введенных два года назад санкций в отношении России.

Президент АО «Объединенная судостроительная корпорация» Алексей Рахманов так и заявил: импортозамещение – одна из самых серьезных проблем, с которой пришлось столкнуться предприятиям отрасли. По его словам, в среднетоннажном судне, которые строятся на верфях ОСК, доля импортных комплектующих достигает 50 процентов. Санкционные ограничения привели к тому, что заводы вынуждены осваивать непривычное производство, чтобы не зависеть от иностранной компонентной базы. Но бесконечное наращивание технологической цепочки не всегда оправдано.

– Иногда собственное производство оказывается в разы дороже, – объясняет Алексей Рахманов. – Например, изготовление винтов для кораблей. Для этих целей приобрели дополнительные современные (и дорогущие в том числе в эксплуатации) пятикоординатные станки. И добились того, что лишь увеличили стружкообразование. Болванки, из которых изготавливаем винты, имеют большие припуски. Срезая их, дорогой металл в огромном количестве изводим на стружку. Изучая опыт наших испанских конкурентов, обнаружили: трудоемкость изготовления того же винта для корабля в четыре раза меньше – у испанцев получилось сделать очень точную отливку.

Глава ОСК считает необходимым вовлекать в технологию производства военных кораблей гражданские предприятия, которым кооперироваться с иностранцами гораздо проще (в военном кораблестроении гораздо больше ограничений по части привлечения импорта). Таким образом, решая собственные проблемы снижения издержек, ОСК способен сформировать производственный кластер в регионе: стать якорным заказчиком для многих небольших предприятий, способных обеспечивать его оборудованием, аппаратами, системами и агрегатами.

– Верфи могут стать центрами сборки, а производство основных компонентов концентрировать на сторонних площадках и возить оттуда. Это дает нам массу маленьких проектов, которые помогают в решении больших проблем, – заявил Алексей Рахманов.

Заграница нам поможет

И все же специалисты в один голос заявляют, что производственные кластеры не панацея и не самоцель, их задача – сделать предприятия более конкурентоспособными. Самое интересное, что радужные перспективы промпроизводства именно в нашем регионе эксперты так или иначе связывают только с иностранными партнерами. В разной степени и разных областях, но именно так: «заграница нам поможет».

Например, по мнению Алексея Рахманова, самое главное для промпредприятий – выйти со своей продукцией на внешний рынок.

– Кластер будет эффективно работать на Дальнем Востоке, если ориентирован на экспорт, – считает Алексей Рахманов. – Здесь на руку выигрышное географическое положение Владивостока, которое позволяет работать на весь Азиатско-Тихоокеанский регион. А мы пока бесперспективно боремся за те крохи, что дает внутренний спрос.

Максим Шерейкин уверен, что именно здесь машиностроительная отрасль имеет шансы активно развиваться, но при условии зачистки заводов от неэффективных производственных процессов и устаревшего оборудования. И в этом деле опять-таки не обойтись без заграничных инноваций, считает генеральный директор агентства по технологическому развитию.

– Предприятиям жизненно необходима технологическая модернизация, – подчеркнул Максим Шерейкин. – Причем большая часть этих технологических решений должна быть импортирована из-за рубежа.

Надежды на увеличение спроса генеральный директор ПАО «Соллерс» Вадим Швецов связывает также с иностранными покупателями.

В структуру концерна входит автомобилесборочный завод во Владивостоке. 2 сентября, во время работы второго ВЭФ, с конвейера автозавода сошел юбилейный, стотысячный автомобиль – кроссовер Mazda СХ-5. Мероприятие прошло в торжественной обстановке, в нем принял участие министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров. Однако праздничное событие не послужило поводом для оптимистичных прогнозов.

– В августе российский спрос на автомобили снизился на 14 процентов в сравнении с августом 2015 года. И никаких чудес продаж на Дальнем Востоке мы также продемонстрировать не можем, – объясняет Вадим Швецов. – Поэтому держим курс и на развитие экспорта, чтобы компенсировать потери на внутреннем рынке за счет освоения зарубежного.

Дальний Восток: реально далеко

Одним из первых шагов на пути развития экспортоориентированных производств станет проект по выпуску во Владивостоке автомобильных двигателей. Документ был подписан на площадке ВЭФ-2016 министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым и старшим вице-президентом компании Mazda Motor Corporation Юджи Накамине. В производство 50 тыс. двигателей в год с 2018 года на мощностях «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус» инвестор намеревается вложить более 2 млрд рублей. Российская Федерация, со своей стороны, будет всячески способствовать развитию проекта путем оказания мер государственной поддержки, сообщается на сайте министерства промышленности и торговли.

В пресс-релизе не указывается, какие именно меры государственной поддержки будут оказаны. Не раскрывает их и Вадим Швецов, но уверяет: без помощи центра невозможно развивать бизнес в Тихоокеанском регионе страны.

– За пять лет работы на Дальнем Востоке мы сделали два вывода, – комментирует генеральный директор ПАО «Соллерс». – Первый: если компания не из сырьевого сектора экономики, а также не занимается перевалкой грузов, то без помощи федеральных и региональных властей бизнес в регионе делать невозможно. Второй: расстояния на Дальнем Востоке – это реальный фактор, влияющий на бизнес. Конечно, когда начинали, смотрели на карту, видели километры, да… Но когда считаешь затраты и издержки, расстояния уже воспринимаются по-другому.

Вадим Швецов отметил: чтобы организовать промпроизводство на Дальнем Востоке, надо вкладывать в два раза больше, чем в среднем по России.

– Издержки на труд здесь – московские, если кто не знает. И жить здесь дорого: цены в магазинах – московские. Нехватка инфраструктуры – колоссальная, – считает Вадим Швецов.

Преференциям начали отсчет

И хотя на дискуссионных площадках второго ВЭФ по поводу неразвитости инфраструктуры и степени ее важности для развития бизнеса были совершенно разные мнения, эксперты сходились в одном: государство, объявившее развитие Дальнего Востока стратегической задачей на ближайшие годы, крайне заинтересовано в привлечении частного капитала в регион. Отсюда и многообразие инструментов поддержки инвесторов, независимо от их формы собственности, гражданства и страны «прописки»: Территории опережающего развития, Особые экономические зоны, свободный порт Владивосток и другие. При этом высказывались мнения, что столь приятные преференции и льготы для вложений в территории тихоокеанской России уже повысили интерес инвесторов к Дальнему Востоку. Причем не только к сырьевым ресурсам региона, но и к его промышленным возможностям, в том числе к организации сборочных площадок и производственных кластеров в регионе.

Участники ВЭФ-2016 предполагают, что столь мощная господдержка и в чем-то беспрецедентные стимулы для бизнеса не могут длиться бесконечно. Говорили, стоит поторопиться, чтобы воспользоваться ими.

Ну а модератор, резюмируя высказывания участников сессии «Производственные кластеры на Дальнем Востоке: точки сборки», вывела формулу успеха промпредприятий на Дальнем Востоке. Это выглядит примерно так: межзаводская кооперация, импорт технологий, экспорт конечной продукции. Грамотные инженерные кадры. Ну и господдержка, конечно. По крайней мере, на первых порах.

Справка «В»

В этом году Восточный экономический форум принял 978 представителей российского и зарубежного бизнеса, было подписано 214 соглашений на предварительную общую сумму более 1,85 триллиона рублей. Сравните: на первом ВЭФ заключено 80 крупных контрактов на сумму свыше 1,3 триллиона рублей (по данным портала forumvostok). 

Автор: Александр КАРАСЕВ