Как на Вассермане сработало «правило Познера»

В детстве знаменитый эрудит и эпатажный телеведущий мечтал быть разведчиком или космонавтом

14 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №4002 (138) от 14 сент. 2016

Для кого-то он – ходячая энциклопедия, человек, знающий ответ на любой вопрос. Кто-то видит в нем эпатажную личность. Ясно одно: Анатолий Вассерман может удивить всех и каждого. А уж равнодушным точно никого не оставит.

У участника и победителя самых известных интеллектуальных игр множество интересов и увлечений. Например, он коллекционирует модели самолетов и макеты боевого оружия. А недавно стал сниматься в кино.

Мечты сбываются. Другим образом

Родился Анатолий Вассерман в 1952 году в Одессе. Окончил факультет теплофизики Одесского технологического института холодильной промышленности по специальности «инженер-теплофизик». В разные годы работал программистом научно-исследовательского сектора одесского НПО «Холодмаш», одесского Всесоюзного НИИ «Пищепромавтоматика». Но, как показало время, истинное призвание Вассермана было в другом.

– Я окончил факультет теплофизики, но ею не занимался ни минуты, – признается Анатолий Александрович. – В детстве, как и все, мечтал о самых разных профессиях, преимущественно героического плана: хотел быть и космонавтом, и разведчиком, и ученым, и политическим деятелем. Кое-что из этого сбылось. Космонавтом я не стал, но стал представителем другой, столь же высокотехнологичной, но более массовой профессии – программистом. Начал работать сразу после института, и почти 23 года успешно программировал, в том числе 15 лет был системным программистом. А это считается самым сложным видом программирования.

Ученым я тоже не стал, но тем не менее очень многие мои материалы, будучи опубликованными от имени какого-нибудь профессионального экономиста или политолога, вполне считались бы научными трудами. Не стал я и публичным политиком в том смысле, в каком это обычно понимают, но мои публикации, как я могу судить, уже в достаточно серьезной степени повлияли на российское общественное мнение. Поэтому могу сказать, что мои детские мечты, пусть и совершенно другим образом, но все-таки сбылись.

Сам себе кинозвезда

Минувшим летом Вассерман снялся в продолжении сериала «Крыша мира», который скоро покажут на канале СТС. Играет эрудит там самого себя.

– Ситуации, которые выпадают на долю моего героя, придуманные, но веду я себя так же, как вел бы и в жизни, – рассказывает он. – Даже текст подправляю под свой привычный стиль общения: все-таки я себя знаю лучше, чем сценаристы. Но в целом они изучили достаточно много информации обо мне, поэтому во многом попали в точку. Хочу признаться, мне было приятно играть самого себя.

Кстати, это не первый кинофильм с моим участием, надеюсь, и не последний. В сериале «Неформат» у меня была полноценная роль – серьезного ученого, приглашенного в передачу для получения престижной премии. Надеюсь, мне удалось сделать это так, чтобы настоящие академики поверили в моего героя.

Несмотря на положительный киноопыт, о смене профессии тележурналист не помышляет.

– Мне поздновато начинать актерскую карьеру, – говорит Вассерман. – Когда мне было 43, я из программиста перебрался в политические консультанты. А сейчас мне уже почти 64, и далеко не все профессии в таком возрасте можно освоить. То, чем я сейчас занимаюсь (а это публицистика и политический анализ), меня интересует гораздо больше.

Встречаемся в пивном ресторане

К своим увлечениям Анатолий Вассерман относится как к некоему лекарству и средству для пополнения сил.

– Как учил первый русский лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов, лучший отдых – это перемена рода деятельности. Вот и я род своей деятельности меняю довольно часто, – объясняет телеведущий. – В основном переключаюсь на чтение. Но вообще, стараюсь не сидеть дома все время, а все же где-то появляться. Время от времени встречаюсь с коллегами. Обычно это происходит в пивных ресторанах, поскольку им, как и мне, нравится кухня, сопровождающая пиво.

Лошадиная популярность

Вассерман признает: несмотря на то что он коренной одессит, его чувство юмора далеко от одесских эталонов. Но именно оно помогает ему позитивно смотреть на жизнь. Вот как он вспоминает момент, когда к нему пришла популярность.

– В мае 1990 года я понял, что значит проснуться знаменитым, – вспоминает Анатолий Александрович. – Тогда на телевидении только-только появилась передача «Брэйн ринг», и наша команда выиграла уже во втором выпуске. А на следующий день мы с мамой, как обычно, пошли на Новый базар. От нашего дома до него было три квартала, но мы шли больше часа. Каждый встречный считал своим долгом остановиться, поговорить и поздравить. Впечатление у меня от этого было очень сильное.

Когда передача кончилась, моя известность несколько затихла, но с появлением «Своей игры» вновь возродилась. Тогда по правилам можно было находиться в игре, пока ты выигрываешь. Я выигрывал довольно долго, и сработало «правило Познера»: он как-то сказал, что если в прайм-тайм на телеэкране показывать лошадиную задницу, то через месяц ее будут узнавать на улице. Со мной примерно так и случилось: меня стали узнавать и узнают до сих пор.

Печальный опыт целомудрия

Мало кто не знает о целибате – обете безбрачия, который Вассерман дал в юные годы. Но, несмотря на то что с тех пор прошло уже немало времени, он так и не отказался от своих слов. Правда, жалеть об этом ему приходилось не раз.

– Обет целомудрия – это дело, достаточно тяжелое в исполнении. Я не раз жалел о таком своем решении. И если бы у меня была возможность что-то изменить, то я бы, наверное, этого обета не давал, – честно признается он. – И другим делать это не советую. Меня однажды пригласили на программу, посвященную асексуалам. Я предупредил, что если кто-то будет приводить меня в пример полезности целомудрия, то я не поленюсь – приеду и лично набью лицо. Да и вообще, большинство поступков, о которых я в своей жизни жалею, вызвано обстоятельствами, в момент их совершения вполне для меня убедительными. Кроме того, моя нынешняя личность сложилась из всех моих поступков, в том числе и тех, о которых мне приходилось жалеть… 

 

Автор: Екатерина ШИТИКОВА, ИА «Столица»