Адвокатов “терроризирует” милиция
Президиум Приморской краевой коллегии адвокатов провел внеочередное заседание. На повестке дня стоял единственный вопрос: о “незаконных”, с точки зрения адвокатуры, методах работы правоохранительных органов, которые грубо попирают принципы и понятия “адвокатской тайны”.
Президиум Приморской краевой коллегии адвокатов провел внеочередное заседание. На повестке дня стоял единственный вопрос: о “незаконных”, с точки зрения адвокатуры, методах работы правоохранительных органов, которые грубо попирают принципы и понятия “адвокатской тайны”.
Непосредственным поводом для внеочередного собрания стал инцидент в специализированной юридической консультации № 5 во Владивостоке. Как сообщал “В”, в первый числах июня в эту консультацию явились представители Фрунзенского РУВД. Стражи порядка пытались надеть наручники на заведующего специализированной конторой № 5 Анатолия Лайкова и “принудительно привести” его для дачи показаний по уголовному делу, возбужденному прокуратурой района. Как выяснилось, адвокат этой консультации Татьяна Табакова в октябре 1997 года подготовила проект доверенности на приобретение автомашины некоему гражданину. Последний сейчас является обвиняемым по возбужденному прокуратурой района уголовному делу. В связи с этим адвокатов и хотели допросить в качестве свидетелей. Тогда инцидент удалось уладить, и адвокаты не были доставлены в РУВД, однако сотрудники милиции причинили телесные повреждения бухгалтеру консультации, о чем есть соответствующая медицинская справка.
Адвокаты же Лайков и Табакова, получив повестки, отказались явиться во Фрунзенскую районную прокуратуру, мотивируя это тем, что адвокат не может быть допрошенным в качестве свидетеля по делу, в котором он оказывал клиенту юридическую помощь. Эту позицию адвокатуры вполне можно понять - кто пойдет за помощью к человеку, который в любой момент может разгласить следственным органам полученные от него сведения. Данная позиция адвокатуры опирается на закон. В соответствии со статьей 51 УПК РФ “защитник не вправе разглашать сведения в связи с осуществлением защиты и оказания другой юридической помощи”. Аналогичный запрет содержит и статья 72 УПК РФ, гласящая, что адвокат обвиняемого не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах дела, “которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника”. Эти нормы также подтверждены положением об адвокатуре РФ и федеральным законом “Об адвокатуре в РФ”, которые, правда, еще не вступили в действие.
Действия сотрудников Фрунзенского РУВД, не согласившихся с нежеланием адвокатов, вынудили президиум краевой коллегии адвокатов принять на своем внеочередном заседании обращение.
Смысл его сводится к тому, что “неконституционные” действия правоохранительных органов подрывают всю систему защиты граждан и права человека. С учетом вступления России в Совет Европы эта позиция милиции и прокуратуры подрывает международное доверие к России как правовому государству, нарушает сами принципы осуществления адвокатской защиты человека. Адвокаты также требуют оградить их от незаконных и неконституционных посягательств правоохранительных органов на свои права.
Автор: Дмитрий ХАБАЛОВ, "Владивосток"