Ищем кинезиолога, чтобы поставил на ноги

Появятся ли в России специалисты по реабилитации больных после инсульта и тяжелых травм?

7 сент. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3998 (134) от 7 сент. 2016

Во многих странах людям, перенесшим инсульт или тяжелую травму, помогают физические терапевты, но в нашей стране такой специальности нет. И, по мнению врачей, это большое упущение.

Но, возможно, ситуация изменится. Минздрав разработал проект нового профессионального стандарта – «Специалист по физической реабилитации (медицинский кинезиолог)», сообщают «Известия». После утверждения документа в министерстве труда и социальной защиты начнется подготовка таких специалистов, и тогда сотни тысяч пациентов получат шанс на выздоровление.

Каждый год в России регистрируется около полумиллиона инсультов. Во многих случаях пациентам требуется длительная и дорогостоящая реабилитация. Помочь решить эту проблему могли бы физические терапевты, восстанавливающие людей в домашних условиях. Именно так справляются с подобной задачей во многих странах мира, оказывая реабилитационную помощь на дому.

По данным Всемирной конфедерации физической терапии, в Великобритании один физический терапевт приходится на 1510 граждан, в Швеции – на 919, в Норвегии – на 727, в Финляндии – на 726, в Дании – на 526. В России же нет специалистов с подобной квалификацией, вернее, в официальной номенклатуре их не найти. В отличие от физиотерапевта. Но это разные специальности.

Физиотерапевт в России – это доктор, который помогает пациентам с помощью воздействия на их организм различных физиопроцедур. Понятие «физический терапевт» шире: это не столько консультации и назначение процедур, сколько индивидуальный подход, поиск реабилитации, необходимой конкретному человеку, и постоянное сопровождение больного от начала работы с ним и до окончания, в том числе на дому.

В России также есть понятие «лечебная физическая культура». Но и это не синоним «физической терапии». Специалисты по ЛФК имеют только среднее образование и призваны хорошо знать стандартный набор процедур, но не заниматься оценкой их воздействия на организм и добиваться достижения конкретных результатов.

– После тяжелого или средней тяжести инсульта больной, как правило, 20–25 дней лечится в неврологическом отделении стационара, – объясняет невролог Юрий Жидченко. – Затем пациента на 30–40 дней направляют в реабилитационный центр. Или не направляют, если такого центра нет. В итоге человека часто выписывают в состоянии, которое могло бы быть и лучше. Дома он оказывается фактически беспомощным, полностью или частично зависимым от своих близких. А они не знают, как за ним ухаживать, к кому обращаться за помощью, начинают паниковать. Между тем если жилищные и семейные условия позволяют, то реабилитация на дому может быть не менее эффективной, чем в стационаре. Главное, чтобы ее проводил компетентный специалист в сфере физической реабилитации.

Автор: Отдел новостей «В»