Сквозь проекции к звездам
На фестивале световых технологий во Владивостоке показали, каким может быть будущее
Заглянуть в грядущее, познать тайны мироздания и даже пообщаться с прорицательницей с планеты Мангуст смогли жители и гости приморской столицы в минувшие выходные. 27 августа во Владивостоке состоялся третий городской фестиваль световых технологий «Пуск». На этот раз архитекторы и дизайнеры создавали объекты, объединенные темой «Будущее рядом».
Под этот масштабный проект администрация Владивостока предоставила молодым и инициативным авторам одно из самых оригинальных зданий города – Дворец детского творчества, который на один день превратился во Дворец Антонио Михе. Так романтично переименовали строение организаторы фестиваля – в честь архитектора Антонио Михе, который работал над реконструкцией бывшего городского Дворца пионеров (эта работа была удостоена Государственной премии). Ребята постарались по максимуму использовать необычную архитектуру здания, чтобы гости могли рассмотреть все экспозиции без суеты и толкотни.
Важно, что городские власти не только предоставили площадку под проведение фестиваля, но и оказали ему ощутимую финансовую поддержку. Автор проекта «Пуск» Екатерина Беляева получила грант в муниципальном конкурсе «Молодежная инициатива» в размере 110 тысяч рублей.
– Эти средства стали опорной точкой для организации мероприятия, – объяснила Екатерина Беляева. – Бюджет проекта составил 260 тысяч рублей, но без гранта ничего бы не получилось. В управлении по делам молодежи администрации города поняли, насколько интересным и масштабным будет фестиваль, объединяющий в себе искусство, актуальные креативные решения и электронную музыку, и пошли нам навстречу. С помощью этих средств и спонсорских вливаний нам удалось на площади 2,5 тысячи квадратных метров воплотить в жизнь 20 потрясающих идей в виде арт-объектов, над которыми работали более 30 художников, архитекторов и дизайнеров Владивостока.
От Луны к органике
Событие анонсировалось длительное время, так что к назначенному часу, к 21.00, возле Дворца детского творчества собралось несколько сотен человек. Гости с интересом рассматривали стоявшую перед входом в здание масштабную инсталляцию под названием «Луна: ближний свет». Группа молодых архитекторов под руководством Тимофея Горбатенко собирала ее в течение недели. Из стройматериалов и шин они смонтировали конструкцию в форме шара, и благодаря подсветке от «Луны» стало исходить загадочное холодное сияние. Зрелище получилось впечатляющим.
Пускали во дворец группами, передвигаться по помещениям предлагалось в строго определенном направлении.
«Полотно времени» – первая инсталляция в виде причудливо извивавшихся вверх полотен ткани – по задумке авторов, символизировала движение времени.
– При создании объекта мы прибегли к алгоритмическому проектированию, – объяснила автор проекта Анастасия Потапенко. – Идея такова: мы существуем в разном времени, точно так же, как существуем одновременно во многих точках пространства. Трубы – это визуализация четырехмерного пространства. Если посмотреть на жизнь человека, можно условно представить ее в виде подобной трубы: как она течет, изменяется и поднимается ввысь к чему-то, что существует после смерти. Для создания объекта использовалась трикотажная ткань, подготовка заняла 1,5 месяца, монтировали в течение двух недель. Это наш первый опыт участия в фестивале, и он очень значим для нас. Мы познакомились с интересными людьми, с их идеями, посмотрели, каким образом и с какими материалами работают ребята. Подобных мероприятий городу действительно не хватает.
Далее зрителям предлагалось взглянуть на инсталляцию японского дизайнера Сузуки Казуаки «Напои жаждущую планету». Посетителей запускали в небольшую комнату с разбросанным хламом и выключали на несколько секунд свет. В темноте загорались лампочки, лежавшие на полу, что символизировало агонию страдающей от загрязнения Земли.
После «жаждущей планеты» гости оказывались на большой площадке с несколькими арт-объектами. Один из них под загадочным названием R_A_Y представлял собой переплетение огромных бумажных скатов, светившихся в темноте, с такими же бумажными людьми.
– Моя концепция будущего заключается в том, что жизнь невозможна без бионики, органики, – пояснил автор объекта Вячеслав Скорюков. – В то время как весь мир стремится к роботизации, я хотел показать взаимосвязь будущего и природы. Вся работа выполнена из бумаги без малейшего использования краски.
Одной из самых зрелищных инсталляций стал объект «DJ 2156». Как описали его авторы, «это сай-фай комикс, вдохновленный теорией суперсимметрии и нелинейности времени в квантовой механике». Проще говоря, зрителям предлагали посмотреть весьма необычный мультфильм, посвященный законам физики.
– Комикс создавался в несколько этапов, – рассказал один из авторов проекта Виталий Ковалев. – По нашему замыслу, действие происходит на некой вечеринке, за пультом диджей, а посетители «клуба» – люди из будущего. В один прекрасный момент они сталкиваются с проекцией из прошлого, чему несказанно удивляются, но потом вспоминают закон о нелинейности времени, о том, что мы существуем в разном времени, осознают это и начинают весело танцевать. Комикс сделан с помощью белого полотна, на котором закрашены черным определенные сегменты рисунка, а видеопроектор создает эффект живого кадра.
Воспоминания сохранит искусственный разум
Сердцем фестиваля стала инсталляция DATA BOT. Она заняла самую большую площадку – сцену и зрительный зал, кресла в котором были накрыты белой тканью, а на стене позади последнего ряда светилась вывеска «Будущее рядом». Над сценой висели две человеческие головы, выполненные из бумаги, на которые с помощью проектора транслировался видеоряд. Головы соединялись друг с другом проводами, посредством которых, по идее, передавались мысли, играла живая музыка в альянсе с сетами от диджея WoodJu, который приехал на фестиваль из Москвы. Зрители были весьма заинтригованы...
– Мы представляем, что в будущем мысли и воспоминания людей будут записываться в некий искусственный разум и там храниться, так что человек сможет вернуться к этим записям в любой момент и заново просмотреть некоторые события из жизни, – разъяснила Анастасия Лаврентьева. – Сегодня у нас получилось не все, что мы планировали, были кое-какие технические заминки, но мы справились.
Зрители с удовольствием останавливались послушать музыку и понаблюдать за взаимодействием мыслей. Также во дворце можно было познакомиться с Пифией с планеты Мангуст, которая в интерактивном режиме предсказывала будущую гибель человечества, рассмотреть ячейки памяти и многое другое.
Одной из самых интересных стала работа команды Елены Полетаевой Future Continious. Ребята постарались с помощью видеопроекций, а также корабля, украшающего вестибюль Дворца детского творчества, обыграть историю цивилизации от зарождения клеток до сингулярности – ухода в космос...
Гости гуляли по «будущему» до позднего вечера, подсвечивая фонариками темные коридоры, фотографировались с понравившимися объектами и общались с их авторами.
Как объяснили организаторы, желающих участвовать в «Пуске» было гораздо больше, приходили заявки от архитекторов из самых разных уголков планеты, из Европы, Америки, даже из Ирана. Так что, возможно, в будущем городской фестиваль приобретет международный масштаб.
Напомним, что благодаря городскому конкурсу «Молодежная инициатива» в столице Приморья реализуется еще ряд интересных масштабных проектов, которые не состоялись бы без помощи администрации Владивостока. Так, помимо фестиваля световых технологий в городе проходит акция «Библионочь», направленная на поддержку интереса к чтению, регулярно проводятся интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?», исторические турниры «Живые истории», организован клуб технического творчества «Владивосток».
Автор: Катерина МАТВЕЕВА