Час пик – время карманников

За секунду они вытащат ваш кошелек, выпотрошат его и положат обратно

26 авг. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3992 (128) от 26 авг. 2016
af7d3062ada626223307f3b068ef79e4.jpg

В конце мая 2016 года во Владивостоке был задержан карманный вор Александр Юркин*. Сотрудники полиции не строили иллюзий по поводу профессиональной деятельности 42-летнего мужчины и даже знали излюбленные места его «работы». Но взять его с поличным не получалось. Правоохранителям помогла пенсионерка, жительница краевого центра Лидия Маркова*, обратившаяся с заявлением в районный отдел полиции о краже денег из кармана ее куртки. 

Народ на помощь не спешил

По словам потерпевшей, 800 рублей, отложенные с пенсии на продукты, у нее вытащили около семи часов вечера, когда она стояла около торговой палатки на территории продуктового рынка «Некрасовский». Женщина успела заметить злоумышленника, когда тот уходил с добычей. И даже кинулась за ним, громко требуя вернуть деньги, но карманник легко убежал от пенсионерки. И хотя крики Лидии Петровны слышали многие прохожие, никто не пришел ей на помощь…

– В отделении полиции потерпевшая настолько точно описала мужчину, что наши сотрудники сразу же узнали в грабителе Юркина, ранее судимого за аналогичные преступления. Его фото есть в нашей картотеке. Оперативники стали выслеживать карманника на рынке «Некрасовский». Они были уверены, что подозреваемый непременно вернется на «клевое» место, где он знает все входы и выходы. Так оно и случилось. Юркина взяли два дня спустя после кражи денег у гражданки Марковой. На очной ставке женщина опознала своего обидчика, – рассказала «В» следователь ОП-3 по Первореченскому району Владивостока младший лейтенант юстиции Мария Земляная.

На допросах мужчина признался в краже двух сотовых телефонов. По его словам, их он вытащил из карманов граждан в общественном транспорте. Общая сумма причиненного им ущерба – 66 тысяч рублей. Хотя обычно сфера криминальных интересов Юркина – продовольственные рынки и ярмарки.

Задержанный злоумышленник оказался словоохотливым, увлеченно рассказывал о нюансах своей «работы». При этом не употреблял блатной жаргон и слова-паразиты, как большинство граждан из криминальной среды. То есть Юркин умел произвести хорошее впечатление на окружающих. Рассказывая о своих «подвигах», он посмеивался над потерпевшими, называя их лопухами. Так, у одного из пассажиров автобуса он вытащил мобильник после того, как тот ответил на телефонный звонок и сунул гаджет в карман, не имеющий застежки. Эту оплошность сразу же подметил Юркин, «работавший» в тот день в общественном транспорте. Дальнейшая судьба дорогого «Самсунга» была предрешена. Второй телефон щипач похитил также в автобусе, используя ту же методу: человек зазевался, и сотовый уплыл из его кармана. Похищенные мобильники Юркин, по его словам, продал, на вырученные деньги купил продукты и наркотики. И это неудивительно, среди карманников много наркоманов.

...Сейчас гражданин Юркин дожидается решения суда. Впереди у него очередная ходка на зону. Скорее всего, не последняя.

Карманники – как дипломированные психологи

По данным полицейской статистики, в 2016 году во Владивостоке зарегистрировано 158 заявлений по карманным кражам, что на 47 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Это благодаря профилактике правонарушений. В то же время раскрываемость карманных краж за 2016 год выросла на 20 %.

Чаще всего карманные кражи совершаются в будни, в час пик. Когда утром люди едут на работу, вечером – с работы. Либо на общественных мероприятиях при большом скоплении народа, когда есть возможность затеряться в толпе. Чем больше людей, тем щипачам легче работать. Не исключено, что карманники активизируются в дни работы предстоящего экономического форума. Массовое скопление людей, тем более иностранных граждан, для преступников сродни куску сыра для мышей. Тем не менее жителям Владивостока паниковать не следует: сотрудники полиции держат ситуацию под контролем. Но и самим надо быть внимательным.

Бояться карманников не нужно. Но если вдруг вы с ними столкнетесь, то будьте предельно осторожны, обратите на себя внимание, призовите на помощь окружающих, советуют стражи порядка. Мало ли как преступники поведут себя в момент опасности! И ни в коем случае не мешайте полиции при задержании, даже если щипач будет звать на помощь и кричать, что на него напали хулиганы.

– Карманники – очень хорошие психологи, даже не будучи образованными. А сам вид этого преступления требует высокой квалификации. Если карманник не будет психологом, он не сможет украсть. Даже думаю, что у них есть какой-то внутренний дар, который помогает совершать преступления. Идея совершения кражи возникает у них спонтанно и молниеносно. На уровне интуиции. Чтобы доказать совершение этого преступления, нужно поймать преступника с поличным. Поэтому при задержании карманного вора самое главное, чтобы он не выкинул предмет, который похитил, кошелек, к примеру, или тот же телефон. Это улика. Иначе кражу очень сложно доказать. И опознание по фото может быть недостаточным, чтобы в дальнейшем направить материалы в суд. Карманники – это категория людей, которые на себя никогда не наговорят. Они не признаются, что украли вчера или позавчера. Пусть даже будет опознание. Зачем им лишний срок? – рассказал «В» врио начальника оперативного сыскного отдела по линии уголовного розыска УМВД России по Владивостоку подполковник полиции Артем Яшин.

По его словам, сегодня в городе работают местные карманники, хорошо знающие специфику и особенности краевого центра и его жителей. У криминальных гастролеров столица Приморья пользуется дурной славой. Для них он – тупиковый город. Не идет залетным щипачам воровской фарс во Владивостоке. Сюда можно приехать на заработки на пару недель, а уехать через пару лет, после отдыха на нарах в приморских колониях.

– Основной костяк карманников мы выбили за полгода. Александр Юркин был последним карманником, которого мы задержали на сегодняшний день. Но на его место придут те, кто будет освобождаться после отбытия наказания в колонии, – убежден Артем Яшин. – Не исключаю, что молодые карманники уже работают. Мы пока их не знаем, но это до поры до времени.

Зоны риска – рынки и супермаркеты

Стражи порядка призывают к бдительности граждан и напоминают: одно из излюбленных мест работы карманников – общественный транспорт. В переполненном автобусе легче притулиться к соседу и, соответственно, проще залезть к нему в карман или незаметно распотрошить сумку. Во Владивостоке в этом отношении неблагополучны автобусные маршруты № 16 ц, 7 т, 23, 45, 49, 54, 55, 60, 62, 82 ,103, 104, 105, 111. Самый рискованный в этой цепочке 111-й пригородный маршрут, проходящий от железнодорожного вокзала до станции Надеждинской. Он самый протяженный, и у преступника достаточно времени для чистки карманов. Кстати, в Находке еще с 80-х годов в автобусах клеят листовки, предупреждающие о карманниках. Это настораживает граждан, и поэтому злоумышленники там не приживаются. Во Владивостоке салоны общественного транспорта залеплены рекламой.

Привлекательны для карманников и супермаркеты, где бывает столпотворение не меньше, чем в центре Владивостока в полдень. Едва ли не самые сенокосные для преступников места – рынки «Первореченский», на улице Спортивной, на площади Баляева и ярмарка на площади Борцов за власть Советов. Поэтому не стоит гражданам ловить ворон возле хлебных киосков и автолавок. Стоя за дешевой рыбой и увлекшись разговорами с очередниками, можно запросто лишиться кошелька. Причем карманником может оказаться ваш словоохотливый собеседник. А вы этого даже не заметите!

В зону риска, где преступники чувствуют себя как рыба в воде, входят поликлиники с их тесными коридорами и вечными очередями в регистратуру. Нередки случаи, когда пациенты, перед тем как зайти в кабинет врача, просят соседей по очереди, совершенно незнакомых граждан, покараулить свою сумку. И сердобольные пациенты соглашаются. А через некоторое время выясняется, что в сумке кто-то похозяйничал! Что здесь сказать? Не доверяйте свои вещи незнакомым людям, и тогда ваши деньги останутся с вами.

В рекламе не нуждаются

Примерно пять лет назад по Владивостоку прокатилась волна слухов о дерзких карманниках, орудующих в автобусах на внутригородских маршрутах. «Очевидцы» божились, что собственными глазами видели, как некий молодой человек ударил лезвием пассажира, схватившего карманника за руку при попытке залезть в дамскую сумочку. Дело якобы было в автобусе, следующем по маршруту «Бухта Тихая – Ж/д вокзал». Как утверждали пенсионерки на лавочках, бедолага скончался от потери крови до прибытия «скорой», а убийца скрылся, воспользовавшись суматохой.

Из этой же серии замшелый рассказ времен барахолки на станции Геологической, где, опять же по слухам, щипач полоснул свидетеля преступления лезвием по лицу.

Подполковник полиции Яшин относится к этим байкам крайне скептически. По его словам, карманный вор – это профессия, у которой своя специфическая окраска. Карманник убивать и грабить не пойдет. Карманники хоть и яркие представители криминального мира, но кровавые разборки – не их жанр. Потому как популярность им ни к чему. И в квартиру они не полезут. Задача щипача – как можно дольше оставаться неузнаваемым. В случае шухера карманники, как правило, скрываются с места преступления, непременно избавляясь от похищенного и своего орудия труда. Дабы не попасть за решетку или не быть побитым… пострадавшими. Вот такие случаи бывали, подтверждает полицейский.

В недавнем прошлом карманники затачивали трех- или двухкопеечную монету до остроты бритвы, чтобы одним движением можно было разрезать сумку или карман. Отточенную монету они носили за щекой. Вспомните телесериал «Место встречи изменить нельзя» и одного из его персонажей, шепелявого карманника Костю Кирпича в исполнении Станислава Садальского. Он орудовал такой же монеткой.

Но это дела давно минувших дней. Современные щипачи работают в основном руками: залез в сумку, вытащил кошелек, выпотрошил его и вернул на место. И все это за считаные секунды.

Кроме того, по словам сотрудников полиции, нынешние карманники не чета прежним. С отказом молодых преступников от воровских устоев «отцов» изменилась их психология и, соответственно, трансформировались правила игры. Преступники стали жестче, даже бесчеловечнее. Если раньше карманнику было «неправильно» залезть в сумку беременной женщины, стащить кошелек у инвалида или вытащить у школьника из сумки мобильник, то сейчас границы воровской морали исчезли. Тому свидетельство – история с кражей 800 рублей у пенсионерки Лидии Марковой.

* Фамилии изменены


Автор: Сергей КОЖИН