Приморский цветник

До натюрмортов надо дорасти, считал один из основателей живописной школы края

25 авг. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3991 (127) от 25 авг. 2016

Много десятков лет назад молодой аспирант Всероссийской академии художеств, уже довольно известный портретист, чьи работы – портреты шахтеров, строителей, сельчан – получали высокие оценки критиков, пришел к своему учителю и показал написанный натюрморт. Учитель – знаменитый Борис Иогансон – посмотрел, вздохнул и сказал: «Знаешь, пиши лучше шахтеров».

– И долгие годы отец даже не пытался писать натюрморты, был уверен, что это ему неподвластно, – вспоминала на открытии выставки «Приморский цветник» в галерее «Арка» дочь художника Вениамина Гончаренко Диана. – Только в начале 2000-х все же попробовал себя в этом жанре. Потом говорил, что до натюрмортов надо дорасти, чтобы понять всю их философичность и тонкую лирику. И до самого последнего дня жизни папа писал именно натюрморты.

Великолепные, яркие, сочные и в то же время наполненные живыми чувствами натюрморты и пейзажи знаменитого приморского художника, первого ректора Дальневосточного института искусств Вениамина Гончаренко и составили основу экспозиции выставки «Приморский цветник».

Огромный то ли букет, то ли куст багульника, сочно-лилового, искрящегося радостью жизни, – вот центр всей экспозиции. Полотно, давшее название выставке, в первые минуты словно приковывает взгляд посетителя. А затем внимание начинают привлекать и другие работы – великолепные «Гладиолусы», «Саранки», лиричный «Кусочек старого Владивостока», «Огни Владивостока», зелено-розовые «Лотосы» – да любая из 27 представленных на выставке работ не оставит никого равнодушным.

Персональные выставки Вениамина Гончаренко галерея «Арка» проводила много лет подряд при жизни художника. И после того, как Вениамин Алексеевич ушел из жизни, раз в год, летом, в «Арке» обязательно выставляются его работы – из архива наследников.

– Для нас Вениамин Гончаренко – это основа живописной школы Владивостока, истоки, – говорит Вера Глазкова, владелица «Арки». – Всем известно, что Вениамин Алексеевич был первым ректором института искусств, а потом – деканом художественного отделения, подарившего нам немало прекрасных художников. Мы дружили с Вениамином Алексеевичем. Это был человек, с которым всегда интересно поговорить, задать вопрос, услышать мнение по поводу того или иного события в мире искусства. Его оценки считались самыми трезвыми, грамотными, нравственными – именно такого взгляда на искусство нам сегодня очень не хватает.

Натюрморты Вениамина Гончаренко лишены пафосности, в них нет лаковой фотографичности, они словно отражают не сам стоящий в вазе цветок, а его душу…

– Папа не раз говорил, что нарисовать мастерски вазу труда не составит, – отметила Диана Гончаренко. – Равно как и стоящий в ней цветок. А вот передать мысль с помощью стоящего в вазе цветка, рассказать о жизни, например, рисуя увядшую розу, – вот это и есть настоящее искусство натюрморта.

«Увядшие розы» действительно одна из самых ярких работ на выставке. Не потому, что цветы с поникшими бутонами так уж эстетически прекрасны. Глядя на них, задумываешься о большем, словно чувствуешь, как печальны и в то же время полны невероятной прелести теряющие свою красоту цветы (и только ли цветы, думаешь ты)…

– Еще при жизни мастера нас связывали теплые отношения, – рассказывает искусствовед и куратор выставки Юлия Климко. – Когда Вениамин Алексеевич ушел из жизни, в память о художнике (и прекрасно понимая, что его наследие – духовное достояние владивостокцев) мы решили: будем показывать его работы в «Арке» и впредь. Причем стараемся формировать выставки так, чтобы каждый раз показывать те работы, которые не выставлялись или выставлялись редко. Вот и на этот раз в экспозиции есть несколько работ, которые зритель еще не видел.

Акценты сегодняшней экспозиции – пейзажи и натюрморты, примерно 50 на 50. Мы старались расположить картины не только по смысловому, но и по цветовому акценту, определенному ритму, воздействию на зрителя. Наша цель – произвести на посетителя такое сильное впечатление, чтобы он задумался и о творчестве, и о природе, и о натюрморте как таковом.

Только на первый взгляд натюрморт кажется совсем простым – подумаешь, изображение мертвой натуры, что там? На деле же он может вызвать и порождать весьма философские темы для размышлений. Вениамин Алексеевич, который был интеллектуалом, к натюрморту подходил именно с философской точки зрения.

Посыл этой выставки зрителю – эмоции. В наше время, когда агрессивность среды давит на нас все сильнее, когда происходящие вокруг события вызывают тревогу, угнетают, работы Вениамина Гончаренко заставляют вспомнить о том, что жизнь прекрасна, дарит радость, легкость.

Выставка «Приморский цветник» – удивительные размышления художника и философа, погрузившись в которые, понимаешь, что под силу каждому стать чуть сердечнее и добрее. 

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ