Будда коммунисту товарищ
Коммунистический Лаос привлекает туристов религиозными объектами
Лаос – редкое для приморских туристов направление. Во время регистрации на рейс сотрудница владивостокского аэропорта долго разглядывала мой билет, выясняя, куда же я в конце концов лечу. Вьентьян – столица этого азиатского государства – казался ей, скорее всего, загадочным набором букв. Иначе бы она не отправилась расспрашивать своего начальника, можно ли меня отпустить. Наверное, переживала. Мало ли что может произойти с гражданином России в загадочном наборе букв.
– Можете лететь, – сказала она со всей серьезностью после консультации со старшим сотрудником. И я действительно смог.
Таможенный контроль
Первое, что необходимо знать о Лаосе, – визы для россиян не требуется. Если вы, конечно, собираетесь провести здесь менее двух недель. Это важно запомнить потому, что по прилете в местный аэропорт Ваттай к вам подбежит девушка и попросит оформить разрешение на въезд и заплатить пошлину. Визовый центр, имеющий три окошка, расположен чуть поодаль от таможенного контроля. И многие пассажиры зачем-то отправились ее оформлять. Процесс занимает несколько минут, но в нем нет никакой необходимости. Достаточно сказать, что вы турист и здесь ненадолго, показать билеты, после чего улыбчивый таможенник поставит штамп в загранпаспорт.
В тесноте и за 7 баксов
Такси от Ваттая до центра города стоит 7 долларов. Местная валюта – лаосский кип. Тысяча кип равна 8 рублям. Проблем с обменными пунктами в городе нет.
Машина едет минут десять. Аэропорт находится в трех километрах от Вьентьяна. Сама же столица скромна в размерах, что существенно экономит средства на разъездах. Практически все достопримечательности в шаговой доступности.
Таксисты везде одинаковы, и таковы они во Вьентьяне. Они слабо владеют английским. Знают слово friend («друг») и постоянно его употребляют, если им что-то нужно. Мой таксист, например, прежде чем отправиться в путь, набрал еще четырех пассажиров, взяв с каждого по такому же тарифу, но при этом не переставая называть «фрэндами».
По пути таксисты могут задавать вопросы, откуда приехал или как дела. Но отвечать им бесполезно – все равно не поймут. Я ответил, что прилетел из России. Шофер удивился и переспросил, не имею ли я в виду Таиланд. География для него ограничивалась этой страной.
Взгляд европейца
Лаос совсем недавно покинул список беднейших стран, чем очень гордится. Эта страна с неудачной историей. Хотя бы потому, что за все время своего существования, наполненного, как полагается, многочисленными войнами, так и не завладела выходом к морю, да еще потеряла статую Изумрудного Будды. Сейчас это одна из главных достопримечательностей Таиланда, перевезенная из Луангпрабанга (бывшей столицы государства, в которой находилась ставка короля Лаоса) в Бангкок в XVIII веке.
Лаос граничит с пятью государствами – Таиландом, Вьетнамом, Камбоджей, Мьянмой и Китаем. Все соседи имеют морскую береговую линию. А Лаос – нет. Он расположен в середине полуострова и, отсеченный от большой воды, всегда находился где-то в зоне периферического зрения более сильных держав.
Главная водяная артерия Лаоса – река Меконг – сильно обмелела из-за строительства дамб в Китае. На набережной, от которой река отошла на добрые полкилометра, находится огромный памятник прямостоящему человеку с вытянутой вперед правой рукой. Это Фа Нгум – полководец, который в XIV веке основал пролаосское государство Лансанг (государство «миллиона слонов»). Пожалуй, это самый победный эпизод в истории страны. Дальше шли постоянные мелкопоместные войны и конфликты с соседями.
К середине XIX века страна впала в зависимость одновременно от Сиама, Китая и Вьетнама, которым, в принципе, не было большого дела до ее развития. Только дань – ничего личного.
Становлению Лаоса в новое время послужили – во многом непреднамеренно – французские колониалисты. Страна попала под влияние Франции своеобразным бонусом к Вьетнаму, которому платила дань. Нынешние границы Лаоса сформировались именно в то время. Европейское государство вело войны с Сиамом – будущим Таиландом. И Лаос в этом случае служил буферной страной, которую поддерживали для стратегических целей.
Но это европейский взгляд на события. Сами лаосцы не афишируют роль Франции в становлении своей родины, акцентируя внимание на ужасах и бесчинствах колонизаторов-эксплуататоров. И их взгляд небеспочвен. Достаточно зайти в музей национальной истории, чтобы увидеть картины изуверств, которые сотворяли европейцы. На многчисленных полотнах изображен мускулистый француз в широкополой шляпе, замахивающий хлыстом над головами субтильных жителей деревни. Этакий Индиана Джонс, слетевший с катушек на почве вседозволенности и безделья в захолустье. Картина имеет название: «Лаосцы, захваченные и находящиеся под пыткой французского колониалиста». И, глядя на нее, кажется, что французский колониалист действительно захватил деревню один.
Кстати, среди туристов в Лаосе очень много жителей Франции. Многие улицы имеют название «Рю де Самсентхай» и подобные, нередко встречаются вывески на языке Гюго и Сартра. Закончить колониальную тему следует одним примером. В храме Пхакео, что напротив храма Сисакет (религиозные строения здесь настолько часты, что некоторые находятся просто через дорогу), стоит памятник, изображающий коленопреклоненных лаосских девушку и парня, руки которых протянуты вверх и держат чаши с фруктами – в благодарность колониалистам-захватчикам. Эту статую благодарения, построенную французами в XIX веке, вытащили из реки Меконг, куда ее до этого поместили «благодарные за все» лаосские революционеры.
И Ленин бронзовый в музее
Музей национальной истории Лаоса помимо канонических разбитых горшков и наконечников стрел хранит много интересных экспонатов. Например, эспандер местного революционера Кэйсона Пхомвихана. «Этот эспандер использовал товарищ Кэйсон Пхомвихан во время гимнастических занятий, пока изобретал план захвата власти», – говорит подпись. Судя по растянутым пружинам, товарищ Кэйсон немало времени проводил в раздумьях и имел развитую мышечную систему.
Здесь же, слегка тронутый купоросом, находится медный бюст первого революционера Лаоса. К сожалению, его имя не только труднопроизносимо, но и труднозаписываемо. Рядом, как всегда, Ленин. Между прочим, бронзовый. И товарищ Хо Ши Мин. Почему-то из гипса.
Лаос – коммунистическая страна. Гражданская война здесь длилась около четверти века. В 1975 году жители государства со свойственной им удачей сделали ставку на социалистический блок. Король был свергнут, и провозглашена Лаосская Народно-Демократическая Республика. СССР, оказывающий всяческую поддержку, казался незыблемым, как «Титаник».
Уже через 10 лет правительство Лаоса провозгласило новый экономический курс и принялось строить рынок по китайской схеме: привлекать инвестиции, всячески способствовать торговле, туризму и промышленности и т.д, не забывая пропагандировать коммунизм.
Религия в шаговой доступности
Нынешний Лаос часто называют страной миллиона храмов. Так оно и есть. Религиозные здания (в подавляющем количестве – буддийские) здесь расположены через каждые 50–100 метров. Они не столь различны меж собой. Поэтому, если ты побывал в одном-двух, то считай, что побывал во всех.
Отличительной особенностью лаосских храмов является невероятная концентрация статуэток Будды на квадратный метр. В храме Сисакет, что напротив храма Пхакео, их настолько много, что часть просто сложили в кладовку, как метлы.
Также во Вьентьяне вы найдете большое количество ступ – по сути, надгробий. Это большие монолитные сооружения конической либо грушевидной формы, под которыми покоятся мощи святых. Самая знаменитая – Тхат Луанг (Великая Ступа). Говорят, под ней содержится прах Будды. Объект, как полагается, со всех сторон окружен храмовым комплексом. Он был построен в XVI веке, несколько раз разграблен Бирмой и Сиамом, а затем в XX веке восстановлен французскими колониалистами-реставраторами.
До триумфа еще далеко
Лаос – бедная страна, но она начинает разгоняться. Еще 10 лет назад здесь не было такого количества гостиниц, ресторанов и баров, Интернет казался дорогим удовольствием, а на улицах не было такого количества машин (как и во всех бедных странах, большой популярностью пользуются внедорожники, которые местные богачи берут для статусности).
Здесь пока нет крупных мировых брендов. Во Вьентьяне я не увидел ни «МакДональдса», ни KFC, ни «Старбакса». Нет вездесущих павильонов «Роллекса», представительств крупнейших банков и т.д. Все это только начинает появляться.
Интересно было увидеть рекламу российского оператора сотовой связи на лавочках близ триумфальной арки Пактусай (одной из главных достопримечательностей Лаоса). Возникло даже чувство гордости за родных предпринимателей, хотя, как говорят, компания уже забросила бизнес на данной территории.
Триумфальная арка посвящена воинам-освободителям Лаоса от эксплуататоров-колониалистов. Смотрится она очень красиво, как кусочек Европы, заросший азиатским орнаментом, барельефами различных зверушек и чудовищ из индуистской мифологии, киннарами (индуистскими сиренами) и прочим. То, что объект не-достроен, тоже символично. Когда Лаос станет крупным игроком в регионе Юго-Восточной Азии, арка будет завершена. Хотя впереди у страны долгая дорога.
Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ