Последний бой Второй мировой

В нем погиб выпускник ТОВВМУ молодой лейтенант Драпеко

24 авг. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3990 (126) от 24 авг. 2016

Письмо из Башкирии от ветерана МВД Людмилы Ахмадеевой пришло на адрес Военно-исторического музея Тихоокеанского флота. Сотрудники музея передали в редакцию «В» письменные воспоминания о ее родственнике – молодом офицере ТОФ, погибшем при освобождении северного острова Шумшу Большой Курильской гряды.

Выпускник Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени адмирала Макарова в победном 1945 году лейтенант Владимир Драпеко принял участие в самом последнем бою Второй мировой войны.

На побывку едет молодой моряк

«Я племянница Владимира Драпеко. К сожалению, видела его всего один раз в жизни, я была совсем маленькой, когда он в курсантской форме и бескозырке приезжал домой на побывку в самом конце Великой Отечественной войны. В тот единственный свой приезд он сделал предложение своей любимой девушке-красавице Катерине, и она ответила согласием. Пожениться они собирались на месте будущей службы Владимира.

Володя в школе очень хорошо учился, на отлично сдавал нормы ГТО, был ворошиловским стрелком, играл на гитаре и мандолине, прекрасно пел. Его отец Яков Ефимович, являясь директором машинно-тракторной станции, с детства прививал сыну любовь к технике и сельскому хозяйству.

Но у того была мечта стать морским офицером. Поэтому в родном поселке Дмитриевка Уфимского района никто не удивился, когда 17-летний паренек из глубинки поступил в начале лета 1941 года в ленинградскую мореходку. Когда началась война и к городу на Неве приближались фашисты дивизий, большую группу курсантов направили на Дальний Восток в ТОВВМУ. Причем в училище во Владивостоке его и других курсантов вначале стали готовить по программе командиров десантных взводов. Однако выпускался на флот он штурманом десантного корабля.

Родные вернулись с фронта живыми

Наша семья в полной мере хлебнула военного лиха. Яков Ефимович служил политруком в одной из стрелковых частей. Капитан Драпеко в 1942 году вывел из окружения своих бойцов. В момент прорыва они уничтожили большие силы противника, за что Яков Ефимович был награжден орденом Красной Звезды. В наградном листе написано: «Будучи в окружении, комиссар Драпеко сумел вывести бойцов за линию фронта. В период наступления немцев сумел мобилизовать подчиненных. Они отбили атаку 11 вражеских танков. Своим бесстрашием Яков Драпеко заражал бойцов и вел их на противника». Потом офицер еще несколько раз отличился в составе 214-й стрелковой дивизии на Сталинградском и Донском фронтах.

Его 20-летняя дочь Люба (сестра Володи) добровольцем ушла на фронт. Служила в разведвзводе зенитно-артиллерийского дивизиона. Давала целеуказания для зенитных орудий. Была награждена несколькими медалями.

К счастью, оба вернулись домой живыми, хотя на дорогах войны оба похоронили много боевых товарищей.

На Шумшу

Весной 1945 года Владимир прибыл на Камчатку для прохождения службы. ТОФ активно готовился к войне с Японией. В том числе и Петропавловская военно-морская база, где дислоцировалось соединение Владимира Драпеко. Тихоокеанскому флоту и Второму Дальневосточному фронту предстояло разбить японские гарнизоны на островах и овладеть Курилами.

Награды находили героев посмертно

О том, как бесстрашно воевал Володя Драпеко в своем первом и последнем бою, мы можем только догадываться. В военном архиве сохранился приказ о представлении его к награждению орденом Ленина.

В нем сказано, что помощник командира десантного судна ДС-527(7) лейтенант Владимир Драпеко, находясь на носовой части корабля, руководил высадкой десанта. И командовал зенитной малокалиберной автоматической пушкой эрликон №1, направляя огонь по вражеским батареям и пулеметным точкам врага.

Однокурсник и сослуживец Драпеко Игорь Смирнов, а ныне заслуженный ветеран, живущий в Санкт-Петербурге, позднее вспоминал, что советский десант встретил с острова шквал вражеского огня. Наступающие корабли и суда полыхали, десантники были вынуждены с оружием и боеприпасами прыгать в ледяную воду. Многие тут же гибли от вражеских осколков и пуль или просто тонули. Кто-то погиб уже на берегу. В их числе и Володя Драпеко.

Кстати, вместо высшего в стране ордена Ленина Володю посмертно наградили самым массовым тогда орденом Великой Отечественной войны 1-й степени. Но даже и его родные до сих пор не смогли получить». Так завершает свое печальное послание во Владивосток Людмила Ахмадеева.

Они завершили войну

– Незадолго до великого Дня Победы в Тихоокеанском высшем военно-морском училище имени адмирала Макарова состоялся выпуск молодых лейтенантов, – рассказал корреспонденту «В» начальник военно-исторического музея ТОВВМУ капитан 2-го ранга Владимир Гончаренко. – В 1945 году на все флота и флотилии ВМФ СССР было отправлено около полубатальона офицеров, около 100 человек. Выпускники разъехались по морским городам и весям страны (ведь таких училищ в западных регионах Советского Союза из-за военных действий с фашистской Германией и ее сателлитами не было). Но основную часть направили служить на корабли ТОФ на Камчатку, в Приморье, Совгавань, Хабаровск и Благовещенск. Не только они, но и старшекурсники училища приняли участие в войне с Японией. К сожалению, как и в случае с Владимиром Драпеко, не все они дожили до окончания Второй мировой войны – ребята геройски погибли при высадке десантов и взятии портов Северной Кореи, при освобождении Курильских островов, в боях на реках Амур, Аргунь, Уссури и Сунгари. Но все они живы в нашей памяти.

Справка «В»

Самым северным и наиболее укрепленным из Курильских островов был Шумшу, расположенный всего в 12 км от мыса Лопатка на южном побережье Камчатки. Там дислоцировались 73-я пехотная бригада, 31-й полк ПВО, крепостной артиллерийский полк, 11-й танковый полк, гарнизон военно-морской базы Катаока, аэродромная команда, саперные подразделения. Глубина инженерных сооружений противодесантной обороны составляла 3–4 км глубиной до 50 метров, на острове насчитывалось свыше полусотни бетонных артиллерийских дотов и дзотов. Значительная часть этих укреплений советскому командованию не была известна. Гарнизон Шушму составлял 8500 человек, свыше 100 орудий всех систем, 60 танков. 

Замыслом советского командования предусматривалось внезапно десантироваться на необорудованное побережье на северо-западе острова и нанести основной удар в направлении военно-морской базы Катаока, овладеть островом и использовать его в качестве плацдарма для последующей очистки от противника других островов гряды.

В ночь на 18 августа вместе с артподготовкой началась операция. Силы десанта в целом формировались из 101-й стрелковой дивизии Камчатского оборонительного района, усиленные артиллерийским полком, истребительным противотанковым дивизионом, батальоном морской пехоты и 60-м морским пограничным отрядом. Всего 8363 человека, 95 орудий. Их поддерживали сторожевики «Дзержинский» и «Киров», тральщики, плавбатарея, восемь сторожевых катеров, 17 транспортных и 16 специальных десантных кораблей, полученных из США, авиадивизия.

Перегруженные десантные суда останавливались далеко от кромки берега, и десантники с тяжелым снаряжением вынуждены были добираться до берега вплавь под огнем. Многие при этом тонули. В ходе боя десант захватил две господствующие высоты. Затем начались мощные контратаки, поддержанные танками. Бой принял исключительно ожесточенный характер, доходя до рукопашных схваток. Многие позиции и сопки по несколько раз переходили из рук в руки.

Кстати, «В» напоминает, что именно тогда совершили свои подвиги старшина 1-й статьи Николай Вилков и краснофлотец Петр Ильичев, закрывшие своими телами амбразуры японских дотов. Они стали Героями Советского Союза (посмертно), их именами названы улицы во Владивостоке.

Именно в этом бою обе стороны понесли подавляющую часть потерь. Японское командование непрерывно усиливало свои войска на Шумшу за счет переброски нескольких тысяч солдат с Парамушира. Во второй половине дня японцы предприняли решающую атаку, бросив в бой все свои танки. Основная часть танков была уничтожена гранатами и противотанковыми ружьями, затем по ним был наведен огонь корабельной артиллерии. Из 60 танков почти 40 было уничтожено или повреждено. В этом бою погибло около 200 десантников ТОФ.

Наступление десантных частей продолжалось 19, 20, 21 и 22 августа с большими трудностями, но уже без такой ожесточенности, как накануне. 23 августа гарнизон Шумшу капитулировал. В плен сдались генерал, 525 офицеров, 11700 солдат.

Сражение за Шумшу явилось единственной операцией советско-японской войны, в которой советская сторона понесла больше потерь убитыми и ранеными, чем противник. Остальные острова на Курилах японцы сдавали почти без боя.


Автор: Николай КУТЕНКИХ