Контрафактный тульский пряник оригиналу не угроза

Почему российские производители не боятся китайских подделок

24 авг. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3990 (126) от 24 авг. 2016

Кризис нам не помеха, убеждены предприниматели из России, участники 4-й международной выставки приграничной торговли в Суйфэньхе, которую посетил и корреспондент «В».

Почему Сунька?

Выбор места проведения такого масштабного мероприятия, как международная выставка приграничной торговли, неслучаен. Суйфэньхе – единственный город провинции Хэйлунцзян, который соединен с Россией железнодорожным и автомобильным переходами. Кроме того, Сунька (так ласково называют этот город российские туристы) – восточный аванпост «экономического пояса Шелкового пути». Это уже китайский ярлык пункта пропуска. Буквально за два десятилетия, можно сказать, на наших глазах, некогда грязная и убогая деревня превратилась в стремительно развивающийся город. Надо отметить, не без финансовой помощи граждан России во время расцвета челночного бизнеса.

Еще в мае 1997 года по решению правительства провинции Хэйлунцзян была создана Суйфэньхенская зона взаимной приграничной торговли, расположенная по обеим сторонам китайско-российской границы, между автопереходом города Суйфэньхе и Пограничным районом Приморского края. В дипломатических документах китайского и российского правительства от 1998-го и 1999 годов установлено, что в этой зоне граждане России имеют право открывать комиссионные магазины, принимать товары от китайских и российских юридических или физических лиц для последующей продажи и оказывать им услуги по заказу товаров.

На сегодняшний день в строительство данной зоны Китай вложил 1,4 миллиарда юаней. Уже построены и введены в эксплуатацию комплексное здание для руководящих и контролирующих структур, международный торгово-выставочный центр Шимао площадью 83 тысячи кв. метров, пятизвездочный отель площадью 49 тысяч кв. метров. Торгово-выставочный центр Шимао работает с февраля 2012 года. Открывали его с помпой и с надеждой на процветание.

Но сегодня он почти пустой. Российские предприниматели почему-то не спешат осваивать его торговые площади. И наши туристы игнорируют: слишком далеко от центра города, где супермаркеты, магазинчики и лавочки, рестораны и демократичные чафаньки буквально на каждом шагу.

Необходимо добавить, что Суйфэньхе – первый сухопутный город в Китае, где человек, перевозящий импортные товары через китайскую зону, освобождается от уплаты таможенной пошлины на импорт, а также налога на добавленную стоимость (НДС) при условии ввоза товаров стоимостью до 8000 юаней в день. По нынешнему курсу рубля к юаню это примерно 80 тысяч рублей. Кроме того, туристы при выезде из Китая через переход Суйфэньхе могут вернуть НДС, заложенный в товары или продукцию, приобретенные в любом городе Поднебесной. Для этого надо лишь предъявить чеки из магазинов. К сожалению, об этом подарке китайского правительства многие наши соотечественники даже не догадываются.

Чтобы людям было удобно

Новостройки – одна из примет сегодняшнего дня приграничного города. Китайцы строят в Суйфэньхе много, по большей части жилые дома, как высотные, так и средней этажности. Они даже сами удивляются, зачем им столько жилья, если заселяться в пустующие квартиры некому. После падения курса рубля по отношению к юаню и, как следствие, резкого сокращения потока туристов из России численность населения Суньки снизилась. По неподтвержденным данным, в 2014–2015 годах из города уехало около 50 тысяч человек в поисках лучшей доли. Тем не менее китайские строители темпов не снижают: они строят и строят. Видимо, страсть к гигантизму у них заложена в генах со времен возведения Великой Китайской стены.

Наш китайский переводчик Александр, сопровождавший делегацию российских СМИ, с гордостью показывал недавно запущенный в эксплуатацию железнодорожный вокзал, больше похожий на королевский дворец, высокий, светлый, оснащенный терминалами по продаже билетов через Интернет. И с огромными искусственными пальмами в зале ожидания. Вокзал связывает Суйфэньхе не только с городами Китая, но и с железнодорожной станцией Гродеково на территории России. По словам здешнего дежурного, каждый день из Суйфэньхе возвращается на родину до 500 россиян. В основном с неподъемными баулами и огромными полосатыми сумками «мечта оккупанта».

В паре сотен метров от железнодорожного вокзала возводится еще один – автобусный, для перевозок пассажиров внутри страны. Отсюда будут бегать автобусы в Пекин, Харбин, Циндао и в другие города Китая. И этот вокзал такой же фундаментальный и красивый. Это видно даже сейчас, когда здание еще опутано строительными лесами. В центре привокзальной площади зияет огромный котлован – место будущей подземной парковки и супермаркета. Опоясывает площадь многополосная дорога из высокопрочного бетона. Правда, автострада еще под циновками, которые регулярно поливают водой для лучшего схватывания бетона. Отметим, что дороги в Китае и правда вызывают восхищение.

Показали нам и строящийся международный автовокзал. Его возводят рядом с действующим пограничным переходом, на въезде в Суйфэньхе. Китайцы планируют сдать его в эксплуатацию в декабре этого года. Пока трудно сказать, как он будет обустроен внутри, но уже сейчас здание поражает размерами. По задумке проектировщиков, автобусы будут заходить прямо под крышу вокзала. Чтобы пассажирам было удобно.

На первый взгляд все эти транс-портно-логистические монстры – явное излишество для города с населением не более 80 тысяч человек. Между тем все свидетельствует о том, что китайские власти твердо намерены превратить Суйфэньхе в реальный центр международной торговли. Несмотря на мировой экономический кризис. Подтверждение тому – очередная международная выставка приграничной торговли, состоявшаяся при поддержке Китайского комитета содействия развитию международной торговли, Народного правительства провинции Хэйлунцзян и Народного правительства города Суйфэньхе.

Пчел на всех китайцев не хватит

Статус международной выставка приграничной торговли в Суйфэньхе получила из-за участия в ее работе 119 компаний из шести стран, включая Россию, Южную Корею, Гану, Малайзию, Пакистан и Тайвань. Естественно, доминировали здесь представители среднего и мелкого бизнеса из КНР. При этом подавляющее большинство экспозиций было посвящено потребительским товарам, именуемым в народе ширпотребом, и продуктам питания. Выставочные стенды предприятий тяжелой промышленности или машиностроения отсутствовали, поскольку в провинции Хэйлунцзян их нет. Правда, на открытой площадке было выставлено на продажу около 20 легковых автомобилей и автопогрузчиков, но их привезли из других регионов Китая.

Российский бизнес на выставке представляли около 60 предприятий различных форм собственности и направлений деятельности. В основном из Приморского края. Их стенды разместились под крышей отдельного российского павильона. Россияне привезли на выставку рыбу, рыбные и мясные консервы, продукты из морской капусты и трепанга, муку, подсолнечное масло, шоколадные конфеты, карамель, торты, мед, мороженое, березовый сок, всевозможные напитки, пиво различных сортов, виноградное вино из Крыма, текстиль и трикотаж, ювелирные изделия из янтаря. И перечень этот неокончательный.

Этим же ассортиментом товаров сегодня забиты почти все продовольственные магазины в Суйфэньхе. Китайцы осознали, что российские продукты питания, изготовленные или выращенные без вредных добавок, намного вкуснее и полезнее, чем аналогичная продукция made in China. Поэтому вывозят из России продукты питания сотнями тонн. Как стало известно «В», в ближайшем будущем КНР планирует открыть свое консульство в Сочи. Потому что под боком Абхазия, где дешевая и экологически безопасная сельхозпродукция: овощи, фрукты, мясо, молоко.

Тем не менее российским потребителям не стоит опасаться китайских набегов за продовольствием. Во-первых, на ценообразовании в рознице эти закупы не отражаются: китайцы работают либо с оптовиками, либо непосредственно с производителями продукции. И, кстати, очень много контрактов на поставку заключается на выставке приграничной торговли в Суйфэньхе. Где образцы товаров можно увидеть воочию, потрогать руками и даже попробовать на вкус. Во-вторых, контракты китайских предпринимателей с русскими деловыми людьми – это поддержка отечественного производителя, особенно в центральной части России, где местным предприятиям проблемно реализовывать собственную продукцию из-за низкой покупательной способности населения, а найти выход на зарубежные рынки без посторонней помощи проблематично.

...Предприниматель Константин Мехолап из Владивостока приезжает со своей продукцией на выставку в Суйфэньхе второй год. Он убежден, что подобные международные мероприятия крайне необходимы для развития деловых отношений между КНР и Россией. Тем более что проезд, проживание в гостинице и трехразовое питание российских гостей оплатила администрация Суйфэньхе.

– Мы привезли ламинарию сушеную из Японского моря, наш приморский мед липовый, солено-вяленню кету улова нынешнего года. Я думаю, что эффект от выставки есть. В этом году интерес к нашей продукции больше, чем в прошлом. И предпринимателей из России тоже приехало больше примерно в два раза. У китайцев интерес к оптовым закупкам. Они готовы покупать мед тоннами. А у меня мед с личного подворья, и много я не привез. Китайские туристы закупают мед и во Владивостоке. Но им интересен товар, уже перевезенный через границу. Китайцы не хотят проходить таможенное оформление, предоставляя эту заботу российскому предпринимателю. И это логично: если это российский товар, то я должен обеспечить его всеми разрешительными документами. Но, мне кажется, в Приморье нет столько пчел, чтобы снабдить всех китайцев нашим медом.

Доверяй, но проверяй

Можно ли доверять китайцам как партнерам по бизнесу? Сегодня этим вопросом озадачены многие российские предприниматели, особенно начинающие, а таких на выставке было много. Бизнес – дело рисковое, а в любой стране есть «умелые ручки»…

...Технолог-кондитер из Москвы Александр Смородов, участник 4-й международной выставки приграничной торговли, два года назад попытался открыть совместный бизнес с китайским предпринимателем из Гуанчжоу, неким Антоном. Его китайское имя тоже известно. Для этого он перевел партнеру без малого 163 тысячи долларов на приобретение земельного участка в Дуннине и оборудования для завода.

– Деньги были отправлены Антону на банковский счет в долларах. Курс доллара к рублю тогда был 36,4 рубля за доллар. Часть денег Антон действительно потратил на приобретение земли и развитие предприятия. Завод начал работать и выпускать продукцию. Оставшиеся мои деньги взял себе и уехал в Гуанчжоу, так как у него там основной бизнес. Он уезжал периодически на долгое время, о своем приезде и отъезде меня в известность не ставил. От разговоров по оформлению земли и совместного предприятия всячески уклонялся. Говорил, что надо подождать, еще не время. Потом стал меня избегать и прятаться, а после выяснилось, что землю и завод Антон оформил на свое имя, а меня в документы не вписал. Я понял, что он меня обманул, возвращать деньги мне не собирается и никакого совместного предприятия нет. Если бы я сразу знал, что смогу открыть предприятие в Китае без поддержки китайского партнера, все было бы замечательно, – рассказал «В» Александр Смородов.

Милиция в Дуннине приняла от него заявление о мошенничестве партнера. Но была ли доследственная проверка, Александру неведомо. По его словам, в подобную ситуацию может попасть любой русский бизнесмен, если не знает китайского языка и китайских законов. Здесь предпринимателям, в том числе и китайским, могли бы помочь консультационные центры, но ни в Суйфэньхе, ни во Владивостоке таких структур нет. Ходят разговоры, что консультационный центр в недалеком будущем планируют открыть в консульстве КНР во Владивостоке. Но когда это произойдет, неизвестно.

У бизнесмена из Владивостока Олега Яесть свой ответ на вопрос, надежны ли китайцы как партнеры по бизнесу.

– Все зависит от человека, от его внутреннего мира, – убежден он. – Деньги развращают людей. Но у многих китайцев до сих пор сохранился коммунистический менталитет, который сродни библейским законам «не укради», «не убий», «не обмани» и так далее. Да и официальные законы работают намного лучше, чем у нас. У них за коррупцию расстреливают, а у нас переводят на другую должность с повышением. Или коррупционера отпускают за границу, – говорит Олег Павлович.

Китайские пироги Русью не пахнут

В Суйфэньхе Олег Яесть представляет интересы производителей крымских и кубанских вин. Хотя сам – убежденный трезвенник. В прошлом году он тоже приезжал на выставку, но без товаров, только присматривался. По словам Олега Павловича, у китайцев велик интерес к винам, произведенным на юге России, хотя они сами производят вино из доморощенного винограда. Но у них нет таких солнечных сортов этой ягоды, из которой делают настоящее вино. Кроме того, в России запрещены продукты с ГМО, а в Китае – на каждом углу. Поэтому китайцы лепят самопальные этикетки сортов популярных русских вин на бутылки со своим вином.

Приедет ли он на следующий год на выставку? Предприниматель Яесть отвечает утвердительно:

– И привезем еще большую экспозицию, если позовут.

Москвич Александр Смородов привез на выставку пироги «Медовик», изготовленные по собственной технологии. У китайцев это русское кулинарное изделие настолько востребовано, что они стали его... подделывать. Вплоть до оформления упаковки. Но конкуренция технолога-кондитера Смородова не пугает. Не обладая секретами изготовления, китайцы делают «Медовики» невкусными – приторно-сладкими.

– На последнем собрании Китайской торговой промышленной палаты, на котором я присутствовал, было заявлено, что в Суйфэньхе за год зарегистрировано более 200 официальных компаний, изготавливающих торты и пироги. И примерно столько же появилось неофициальных. И в то же время места здесь хватает всем. Единственное – качество у этой кулинарной продукции неважное. Об этом говорят сами китайцы. Они лепят торты из всего, что попадется под руку. Пытаясь делать аналоги из того, что подешевле. А у меня все ингредиенты – российские, – улыбается Александр.

...Проблема засилья подделок волновала многих российских участников выставки в Суйфэньхе. При этом китайцы, известные на весь мир мастера контрафактной продукции, наступили на свои же грабли. Их недобросовестные соотечественники начали массово изготавливать копии русских товаров и продуктов, популярных у граждан КНР, – конфеты, торты, вина, пиво, мясные и рыбные консервы, даже тульские пряники. С одной стороны, истинным изготовителям товаров можно ликовать – плохую продукцию подделывать не станут. С другой – напрячься: низкопробный контрафакт подрывает доверие потребителя к настоящей качественной продукции. Кстати, определенная доля поддельной продукции поступает в Китай из... России, где ее производят подпольно, маскируя внешний вид товара под известные бренды. Для этого достаточно наклеить свою этикетку, похожую на оригинал.

– Контрафакт на рынке присутствует, мы это чувствуем. Но есть и борьба с ним со стороны китайского правительства. Самое главное, что подрывает честный бизнес, к которому мы все стремимся, это нелегальный ввоз продукции из России в Китай. Так, мы организовали в Суйфэньхе фирму, чтобы официально продавать свою продукцию, открыли здесь свой склад. Но оказалось, что официальный ввоз продукции с оформлением всех разрешительных документов обходится дороже, чем нелегальный ввоз. В результате цена на легальный товар повышается, от этого страдает потребитель. А мы хотим, чтобы цена для китайского покупателя была доступной, – рассказал «В» Александр Ким, официальный представитель рыбозавода «Большекаменский» в Китае. На выставке на стенде его предприятия было представлено более 20 видов продукции.

По словам Кима, подобные выставки надо организовывать хотя бы один раз в три месяца. И необязательно это делать в Суйфэньхе. Можно в других провинциях и городах Китая. Что касается кризиса, о котором не раз говорили на выставке с высоких трибун, то Александр Ким считает, что кризис – это отговорка для ленивых. Он стимулирует жизненную потребность предпринимателя. Человек, если хочет выжить, приспосабливается ко всем жизненным условиям, несмотря на финансовые и экономические трудности в мире или у нас в стране. 

        

Автор: Сергей КОЖИН