“Черная акула” хоронит свой престиж и лучшего испытателя

С технической точки зрения не важно, на каком этапе допущен трагический сбой: в расчетах ли конструкторов, в сборке машины или при ее эксплуатации пилотом - в любом случае престиж лучшего на сегодня в мире ударного геликоптера подорван. Причем именно в тот момент, когда он уже завоевал расположение зарубежного импортера и обладал максимальными экспортными возможностями. Когда успешно продвигался в так называемом турецком тендере, имел неплохие перспективы для постановки на вооружение в армиях Финляндии, Сингапура и Швеции.

22 июнь 1998 Электронная версия газеты "Владивосток" №399 от 22 июнь 1998

С технической точки зрения не важно, на каком этапе допущен трагический сбой: в расчетах ли конструкторов, в сборке машины или при ее эксплуатации пилотом - в любом случае престиж лучшего на сегодня в мире ударного геликоптера подорван. Причем именно в тот момент, когда он уже завоевал расположение зарубежного импортера и обладал максимальными экспортными возможностями. Когда успешно продвигался в так называемом турецком тендере, имел неплохие перспективы для постановки на вооружение в армиях Финляндии, Сингапура и Швеции.

Можно много спорить о достоинствах и недостатках “Черной акулы”. Но факт остается фактом: на всех последних мировых авиавыставках боевой техники вертолет фирмы АО “Камов” (разработчик) и авиакомпании “Прогресс” (завод окончательной сборки) выглядел по маневренности и пилотажным качествам убедительнее своих соперников, в том числе и из США. И не случайно после авиасалона в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты) один из шейхов сказал: “Черная акула”, несомненно, имеет более высокую коммерческую ценность, чем “Апач”.

Причина гибели вертолета будет найдена. Однако она уже сейчас видна: общая политика российского правительства по отношению к отечественной науке и, в частности, к научно-техническим разработкам в области вооружений. Факт - фирма Камова уже много лет ведет конструкторский поиск, практически не имея источников финансирования. Так, госзаказ 1997 года правительство оплатило только бумагами типа векселей и ГКО. Фирма Миля, спроектировав несколько лет назад неплохой ударный вертолет “Ми-28Н”, по той же причине до сих пор не может довести его до лучших кондиций и провести государственные испытания.

По одной из предварительных версий, катастрофа произошла из-за поломки лопасти несущего винта. Если это впоследствии подтвердится, то и здесь причина в конечном счете - в нестабильности производства “Ка-50”, который так и не запущен в серию за 7 лет с момента появления первой машины. Лопасть изготовлена на одном из подмосковных заводов, где их выпускают в единичном производстве, что не способствует отработке идеального качества важнейшего узла вертолета. Между тем сегодня на “Прогрессе” - лучший в СНГ цех композитов, специально предназначенный для серийного лопастного производства, однако финансы арсеньевской авиакомпании не позволяют оперативно освоить эту уникальную сверхвысокую технологию.

И. о. генерального директора “Прогресса” Виктор Пламадяла воздержался от каких-либо комментариев случившегося, по крайней мере до выводов правительственной комиссии. Председатель же совета директоров завода Владимир Бондаренко заявил корреспонденту “В” следующее:

- Что бы там ни случилось, - сказал он, - беда в этом наша общая. И “Прогресса”, и коллектива фирмы Камова.