Евросоюз с азиатским лицом?

Кто и зачем сулит АСЕАН превращение в азиатскую версию ЕС, в то время как сама организация к резким шагам не стремится

17 авг. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3986 (122) от 17 авг. 2016

Судьба Евросоюза, который собирается покинуть один из его столпов – Великобритания, не грозит Ассоциации Стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). 

Об этом сообщил генеральный секретарь организации Ле Лыонг Минь на V международном медиафоруме, организованном ERIA (Институтом исследования экономики в АСЕАН и в Восточной Азии) и состоявшемся на прошлой неделе в Лаосе. Скорее наоборот: азиатская мудрость переварит этот пример и сделает работу над чужими ошибками. За движением азиатской мысли наблюдал корреспондент «В», приглашенный на форум в качестве участника.

Одной из важных встреч мероприятия стал круглый стол, на котором ведущие редакторы и журналисты из десяти стран – членов АСЕАН и партнеров по диалогу АСЕАН, включая Китай, Японию, Новую Зеландию и Россию, могли высказать свое мнение. Основной темой круглого стола, следуя повестке мероприятия, значилась замысловатая конструкция «Реализация видения АСЕАН-2025». За невзрачной вывеской, однако, расположились весьма значительные панельные дискуссии. Обсуждение так или иначе сводилось к двум темам: роли АСЕАН в регионе и BREXIT (выходу Великобритании из Евросоюза).

Дело в том, что двумя днями ранее во Вьентьяне (столице Лаоса) прошло еще одно международное мероприятие – четвертая встреча министров экономики стран Восточной Азии. Участие в которой, кстати, принял и Алексей Улюкаев, министр экономического развития РФ. Протокольным итогом встречи стало объединенное заявление министров, в котором декларировались, в принципе, общие места: необходимость международной интеграции, роста благосостояния граждан, увеличения торгового оборота и т.д. Однако в этот раз к «золотому стандарту» добавилась свежая строка. Среди вызовов, с которыми предстоит столкнуться азиатскому сообществу, были названы результаты референдума в Великобритании относительно ее членства в Евросоюзе.

«Референдум в Великобритании добавляет неуверенность в глобальную экономику», – отмечается в итоговом министерском заявлении, напоминая, насколько важен свободный рынок.

Глобализация творит чудеса. Удивительно, как событие, произошедшее на одной стороне мира, имеет вполне серьезное отражение на обратной его стороне. Азиатское сообщество сильно обеспокоено европейскими делами. И эта обеспокоенность, пожалуй, затмила остальные темы.

Период полураспада?

Квик Чен-Кви, профессор национального университета Малайзии, выделил несколько центробежных сил, ослабляющих центральную роль АСЕАН в регионе. Во-первых, это растущие внутренние проблемы в ключевых странах АСЕАН, которые переходят на надгосударственный уровень и мешают тесному сотрудничеству. Тут и многочисленные территориальные споры, и нестабильность во внутренней политике, и экономическое отставание.

Во-вторых, продолжающаяся борьба между интересами отдельных государств и общими интересами АСЕАН-сообщества. Каждая страна пытается тянуть одеяло на себя, забывая о коллективе.

И, наконец, растущее дипломатическое противоборство великих держав – Китая и США, которое выливается в борьбу основанных ими институтов. Так, США инициировали Транстихоокеанское партнерство, КНР создали Азиатский банк инфраструктурных инвестиций и заявили проект экономического пояса Шелкового пути. В итоге отдельные государства, входящие в АСЕАН, идут по пути, который проторили для них сверхдержавы. Это путь максимальной выгоды и минимального сопротивления, но он совсем нечасто совпадает с траекторией АСЕАН.

– Однако АСЕАН – чемпион по способности к адаптации, – считает профессор Виктор Сумский, директор центра АСЕАН при МГИМО. – Организация исповедует путь эволюционного развития, движения вперед шаг за шагом. Все, чего достигла АСЕАН, она достигла именно таким образом. Но сейчас страны АСЕАН движутся вовсе не шаг за шагом, а семимильными шагами. В этой ситуации любая адаптация некомфортна. Поэтому организации необходимо вернуться к эволюционному развитию.

Экономика, но не более?

Большой интерес участников круглого стола был вызван возможностью превращения АСЕАН в более серьезного игрока на региональной арене. Наделенная большими полномочиями, организация могла бы исполнять роль своеобразного модератора в международных спорах и создавать условия для динамичного роста всех государств региона.

Министр промышленности и торговли Лаоса г-жа Хеммани Пхолсена уверена, что экономическое сообщество АСЕАН через 10 лет примет на себя более активную руководящую роль в определении структуры региона, что позволит более эффективно реагировать на существующие и возникающие проблемы.

Серьезный политический потенциал увидели в АСЕАН другие участники дискуссии. Интересна была беседа с южнокорейским журналистом, который увидел в организации хорошую площадку для диалога с Северной Кореей.

– Сегодня экономика во многом равна политике, – отметил он, – поэтому, если проблему не удается решить политическими инструментами, надо браться за экономические. Сегодня Южная Корея переносит многие производства во Вьетнам, где рабочая сила намного дешевле. Вьетнам, по сути, становится для нас большой мануфактурой. Но Северная Корея могла бы перенять эту роль. Потому как там не только дешевая рабочая сила. Мы говорим на одном языке, у нас общая культура, история. Если двигаться в этом направлении, создавать условия для совместного диалога и инвестиций, то мы бы достигли результата. И такому диалогу могла бы способствовать АСЕАН, если бы принимались более смелые решения.

Ошибки европейцев

Впрочем, на данном этапе АСЕАН не готова, да и не стремится к исполнению более серьезной роли в регионе. С момента своего становления эта организация была ориентирована на создание единого рынка и исповедует этот принцип до сих пор. Втягивание в международные политические процессы – это как раз путь семимильных шагов, от которого организация пытается откреститься.

– Множество ключевых решений и проблем АСЕАН сегодня находится на национальном уровне, – считает Виктор Сумский. – Региональная интеграция невозможна, пока не произойдет национальная интеграция. Поэтому сегодня нет возможности быстрого строительства сверхгосударственной основы, – подчеркнул он.

Тем более что Евросоюз, долго служивший сияющим примером региональной интеграции, освободился от гламурного блеска. По мнению экспертов, АСЕАН, используя ошибки ЕС, может развить более реалистический механизм региональной интеграции. Доктор Пончиано Интал, старший экономист ERIA, считает, что одной из причин выхода Британии из Евросоюза стала ее социальная политика, намного более развитая, чем, например, в Восточной Европе. Отсюда и огромное количество мигрантов, которые едут в Англию за лучшей долей. Да и сверхбюрократизация процессов региональной интеграции сыграла свою роль.

– В Европарламенте больше ста депутатов, – поделился с корреспондентом «В» коллега из азиатского издания. – Чем они там все занимаются? И каждый получает немаленькую зарплату.

По словам генерального секретаря АСЕАН Ле Лыонг Миня, выход Великобритании из Европейского союза не окажет сильного влияния на АСЕАН, а только укрепит фундамент организации.

– Причины референдума в Великобритании в значительной степени были обусловлены иммиграционными проблемами. В отличие от ЕС страны АСЕАН не имеют общей визы. Люди не могут так свободно перемещаться между странами – членами АСЕАН, не говоря уже о неасеановских гражданах, – подчеркнул он.

Стратегическая неуверенность

По словам экспертов, между Россией и АСЕАН до сих пор есть информационный разрыв. Однако взаимопроникновение и диалог заметно развиваются.

– Стоит отметить саммит Россия –АСЕАН, прошедший в мае этого года в Сочи, где состоялась первая неофициальная встреча между российским министром обороны и его коллегами из стран АСЕАН, – отметил Виктор Сумский. – В течение года также пройдет ряд регулярных мероприятий на министерском уровне. Затем нас ждут важные бизнес-диалоги, включая Восточный экономический форум во Владивостоке. Большой вопрос: куда мы пойдем дальше? Следующие 20 лет диалога Россия – АСЕАН будут проходить в региональной и глобальной среде, совершенно отличной от той, что была.

По словам эксперта, основополагающие представления о регионе Юго-Восточной Азии были сформированы в начале 90-х годов. Они заключались в том, что, во-первых, «холодная война» никогда не вернется. Во-вторых, универсальный ключ к безопасности – это экономическая взаимозависимость. Если она есть и она крепка, то региональная система безопасности в принципе не требуется. И в-третьих, демократизация общества – это эквивалент мира. Если все страны демократичны, то на землю прольется мир и спокойствие.

– Посмотрите, что сегодня происходит, – продолжает Виктор Сумский, – экономическая взаимозависимость обратилась практически в издевку, если взглянуть на нее сквозь призму экономических санкций. Принимая эти санкции, государства наносят вред самим себе. Здесь уже включены не экономические мотивы, а мотивы геополитики. Помните знаменитое изречение «Это экономика, глупый!» (фраза, использованная для иллюстрации внезапной победы в 1992 году Билла Клинтона над его соперником – действующим президентом Джорджем Х. У. Бушем. – Прим. авт.)?

Теперь эту фразу стоит произносить так: «Это геополитика, глупый!». И наконец, я думаю, сегодня нет ни одной нации в мире, которая бы не звала себя демократической. Однако если эта демократия захочет развязать с кем-нибудь войну, то всегда найдутся причины сказать: вот эта страна совсем не демократическая и на нее стоит напасть. В таком мире мы живем сегодня. И он выражается одной очень яркой формулой: это мир стратегической неуверенности.

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ