ВЭФ начнется с таможни

Пункты пропуска Владивостокской таможни переходят на круглосуточный режим работы

11 авг. 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3983 (119) от 11 авг. 2016
9a29ac50e82856c032ed6963d6779a59.jpg

Заранее запланированный визит в редакцию «В» начальника Владивостокской таможни полковника таможенной службы Леонида Канина неожиданно для всех совпал с расследованием сотрудниками ФСБ уголовного дела о причастности двух высокопоставленных руководителей ФТС к контрабанде элитного алкоголя. Во всем этом деле российское общество поразило обнаруженное запредельное богатство таможенных чиновников.

Поэтому и первый вопрос Леониду Алексеевичу оказался спонтанным: кто и как контролирует доходы и расходы таможенников?

– Как и все остальные «государевы люди», мы обязаны ежегодно подавать сведения о доходах, расходах, имуществе на себя, супругу (супруга) и на несовершеннолетних детей. Эта информация открытая, и любой гражданин может ознакомиться со сведениями о доходах любого нашего сотрудника на сайте ФТС России. Более того, если стоимость какого-либо приобретения превышает общий доход семьи за определенное время, то госслужащий обязан отчитаться, откуда взялись средства на расходы не по карману.

Все эти сведения многократно и скрупулезно перепроверяются, в том числе и органами прокуратуры. К сожалению, случается, что в декларациях некоторые должностные лица «забывают» указать гараж, брошенную дачу или неправильно фиксируют площадь жилья, не упоминают транспортные средства, проданные ранее по доверенности и не снятые с учета. Такое бывает, но данные нарушения не носят системного характера.

Кроме того, в таможне работает комиссия, которая допущенные должностными лицами таможни нарушения при предоставлении сведений имущественного характера рассматривает персонально. К виновным применяются меры дисциплинарного воздействия вплоть до увольнения и возбуждения уголовных дел.

– Ровно год назад на первом ВЭФ президент Владимир Путин объявил о допуске иностранцев на территорию свободного порта Владивосток без виз на срок до 8 суток. Механизм до сих пор не запущен…

– В компетенцию таможни не входит право на предоставление виз. Этим занимаются миграционная и пограничная службы.

А таможенные органы проверяют только перемещаемый груз или объем денежных средств у граждан. В том числе и участников предстоящего во Владивостоке международного экономического форума. И если кто-то из гостей ВЭФ провезет сумму более 10 тысяч долларов и не подаст соответствующую декларацию, то будет возбуждено дело об административном правонарушении. Практика показывает, что на масштабных статусных саммитах неприятных инцидентов, как правило, не происходит. Мы своевременно оповестили генеральные и почетные консульства иностранных государств во Владивостоке о порядке и правилах таможенного оформления. Иностранцев, прибывающих в аэропорт или на Морской вокзал Владивостока, наши сотрудники, владеющие иностранными языками, дополнительно будут информировать о порядке и правилах таможенного оформления.

– В Приморье укрупняются таможни. Для чего это делается?

– Оптимизация структуры таможенных органов проходит в целях экономии государственных средств. В ее рамках во Владивостокской таможне сократили ряд должностей руководящего состава и обеспечивающего персонала, но таможенные посты «секвестр» не затронул. Поэтому оптимизация не повлекла снижение объемов перемещаемых через таможенную границу грузов и товаров, сроки их оформления остались прежними.

В этом году была ликвидирована Хасанская таможня, сухопутная граница и посты в Хасанском районе переданы Уссурийской таможне, а морская граница вместе с портами Зарубино, Посьет и Славянка перешли в регион деятельности Владивостокской таможни.

Скажу больше: штатная численность ряда подразделений Владивостокской таможни даже несколько возрастет, так как в соответствии с решением правительства РФ с 1 октября пункты пропуска в регионе деятельности Владивостокской таможни переходят на круглосуточный режим работы. Наши сотрудники и сейчас работают ночью при оформлении морских судов, но только по предварительным заявкам. Предложения по увеличению штата таможенных постов направлены нами в ДВТУ и поддержаны в ФТС России.

Также планируется перевести пункты пропуска Владивостокской таможни в режим работы одного окна, что упростит процедуру таможенного оформления и контроля при пересечении границы.

– А когда начнется оформление грузов по предварительному информированию?

– Также с 1 октября. В полную силу заработает соответствующее программное обеспечение по категории товаров, доставляемых морским путем.

Сейчас время таможенного оформления морских судов занимает в среднем от 4 до 5 дней. С получением предварительной информации в электронном виде этот срок сократится до минимума. То есть таможня заранее просчитает стоимость товара и возможные риски, и причин для задержек грузов не останется.

– И что, проверок грузов на предмет контрабанды или контрафакции теперь не будет?

– Будут, но выборочно. Существует система управления рисками со сложным алгоритмом проверки. Для сравнения: ранее каждый контейнер вскрывался, и бизнес нес убытки от задержек, а сейчас проверке подвергаются только 7 процентов проходимых через таможню грузов. Прослеживается тенденция к уменьшению степени непосредственного таможенного контроля.

Кстати, сейчас если контейнеры и задерживаются в порту, то только по решению самого грузоотправителя или грузополучателя. Владельцы портовых площадок дают бизнесменам льготы в виде 15 суток бесплатного нахождения груза на их территории. Поэтому во многих случаях таможня не имеет отношения к задержке контейнеров в порту.

– Как отразилась на вашей деятельности организация свободного порта Владивосток?

– Это будет зависеть от того, как сильно развернутся резиденты порта. Нормативные документы для их деятельности уже имеются. Но ведь им надо еще собственную базу создать, обустроить территорию, а уж потом завезти и растаможить товар. Возможно, на территории нашего свободного порта появится и свободная таможенная зона, пока такая есть только в Магадане.

Хотя с окончательным вводом в действие механизма порто-франко работы у владивостокских таможенников явно прибавится, и ее станет гораздо больше, когда заработают транспортные коридоры «Приморье-1» и «Приморье-2», в которых крайне заинтересованы корейские и китайские партнеры.

– Леонид Алексеевич, лучше вас никто не знает о тенденциях в автомобильном бизнесе: сколько завозят иномарок, почему наблюдается снижение и чего ждать в дальнейшем?

– С начала нынешнего года Владивостокской таможней было оформлено на ввоз 24,5 тысячи иномарок. За тот же период прошлого года таможенную границу пересекли 34 тысячи автотранспортных средств. Юрлица – компании «Соллерс», «Тойота-Моторс» свои 15 с небольшим тысяч автомобилей завозят стабильно. Уменьшение числа ввезенных автомобилей произошло только по линии физлиц. Из-за падения курса рубля многие граждане отложили покупку машин на аукционах в Японии. И в ближайшее время изменений в сложившейся ситуации не ожидается.

– Продолжая тему цифр, скажите о доле Владивостокской таможни в таможенных сборах всего управления.

– Более 55 процентов. За первые 6 месяцев 2015 года мы перечислили в федеральный бюджет 40,85 млрд рублей. В этом году, несмотря на всеобщее падение экспорта-импорта, в государственную казну уже перечислено 43,9 млрд рублей. Эти 3 млрд появились не из воздуха, а были перечислены в федеральный бюджет в результате упрощения администрирования. Бизнесу стало выгоднее работать честно, декларирование товаров стало более достоверным, в результате чего увеличились суммы уплаченных таможенных платежей.

– В завершение нашей беседы позвольте задать вопросы личного характера. Вы получили военное образование. Почему сменили форму морского офицера на форму сотрудника таможни?

– ТОВВМУ имени Макарова я окончил в 1991 году. В это время начались сокращения в военно-морских силах страны. В силу обстоятельств оказался в Гродековской таможне. Но работать только в охранных структурах мне было неинтересно. Получил дополнительно высшее юридическое образование. Поэтому и прошел путь от простого инспектора до руководителя крупнейшей таможни на востоке страны.

– Ваши однокашники по училищу дослужились до полковничьих и капразовских чинов?

– Есть даже один вице-адмирал. Если честно, то на флоте немного осталось офицеров моего выпуска. Но я любовь к флоту храню в своем сердце до сих пор. 

 

Автор: Николай КУТЕНКИХ