Аристократ и его вульгарная муза

Во Владивостоке можно увидеть подлинное «чрево Парижа» вековой давности

27 июль 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3974 (110) от 27 июль 2016
a1e7f1afed45aece147e9fc6c2613bd3.jpg

Он был рожден в семье с древнейшими аристократическими корнями. В нем видели надежду знатного рода. А он дни напролет проводил в кабаре и восхищался танцами малообразованной вульгарной девицы с цыганской примесью в крови. И вошел в историю как один из самых ярких представителей эпохи постимпрессионизма…

Увидеть подлинные литографии Анри Тулуз-Лотрека можно на выставке Paris, Paris, открывшейся на днях в Приморской картинной галерее. А заодно узнать о жизни и творчестве человека, навсегда запечатлевшего для нас в своих произведениях «чрево Парижа».

Выставка Paris, Paris предоставлена известным арт-центром из Санкт-Петербурга «В перинных рядах». Это 52 подлинника – литографии из частных европейских коллекций: наброски, афиши, портреты. Увидеть их, по словам научного сотрудника картинной галереи Анны Лобковой, можно только в рамках этой выставки и больше нигде.

– Тулуз-Лотрек – художник с яркой индивидуальностью, блестящий представитель постимпрессионизма, в его работах – вольный дух, дух свободы и авантюризма, и это должно быть близко владивостокскому зрителю, – убеждена Анна Лобкова. – Ведь наш город создавали люди с той самой авантюрной жилкой, сюда стремились те, кто искал свободы и возможности реализовать себя. Так что кому как не нам, жителям свободного порта, будет близок и понятен художник со столь необычной судьбой?

Анри Тулуз-Лотрек был долгожданным потомком древнейшего рода (точнее даже двух). С момента рождения, которого все старшие поколения семьи ждали с трепетом, ему была предначертана одна жизненная линия: вырасти гордым аристократом, не дать фамильному древу, уходящему корнями в глубь веков, захиреть. Его воспитывали как аристократа и, разумеется, помимо прочего учили рисовать и разбираться в искусстве – это было положено людям его круга.

Но когда Анри был подростком, произошла трагедия: буквально на ровном месте он получил перелом шейки бедра левой ноги. А через год сломал вторую ногу. Врачи развели руками: переломы срастаются неправильно, у мальчика костное заболевание, порожденное тем фактом, что его мать и отец – двоюродные брат и сестра. Ноги у Анри расти перестали, а вот тело продолжало развиваться как положено.

– Граф Тулуз-Лотрек был ужасно разочарован, когда понял, что все его надежды, связанные с сыном, рухнули. И еще больше, когда Анри решил связать жизнь с искусством, – рассказывает Анна Лобкова. – Меж тем мальчик с детства проявлял большой талант. Даже в ранних работах, которых немало на выставке, виден его особый стиль: он старается, например, создавая портретный набросок, передать свое впечатление от человека, а не создать фотографически точный рисунок. Таковы все его работы. Однажды певица Иветт Гильбер, творчество которой вдохновляло Тулуз-Лотрека, увидев, как он ее нарисовал, сказала: «Вы действительно мастер уродства».

На самом деле художник не стремился выставить людей некрасивыми или нарисовать карикатуру на них, его целью было изобразить не внешность, а натуру, суть, особенность человека, его изюминку. Иветт Гильбер в профиль казалась ему похожей на лебедя, и именно это он стремился передать…

Экспозиция Paris, Paris тематически поделена на разделы: раннее творчество, переезд в Париж, жизнь на Монмартре. А еще люди, которые вдохновляли Тулуз-Лотрека: танцовщица знаменитого «Мулен Руж», королева канкана Ла Гулю, владелец «кабаре, в котором вас оскорбляют» Аристид Бриан, фокусница Ша-Ю-Као.

– Ла Гулю была танцовщицей-самоучкой, но буквально покорила своим канканом парижскую публику, – поясняет Анна Лобкова. – Она была малообразованной, вульгарной и даже грубой, но аристократа Тулуз-Лотрека это не смущало. Он восторгался не столько ею, сколько ее искусством… Здесь можно увидеть лучшие афиши, посвященные Ла Гулю, ее портреты.

Художник не приукрашивал танцовщицу, и назвать ее красавицей в его работах можно с натяжкой. Но Тулуз-Лотрек говорил: «Я попытался сделать то, что верно и не идеально». И это можно назвать его творческим кредо.

На выставке Paris, Paris можно провести довольно много времени, читая информационные стенды с отрывками из биографии художника, рассматривая его работы и погружаясь в Париж конца XIX – начала XX веков. А можно принять участие в экскурсии, во время которой научные сотрудники галереи расскажут намного больше и интереснее. Также в рамках выставки запланировано несколько мероприятий. К примеру, 6 августа здесь пройдет вечер фортепианной музыки, на которой прозвучат произведения композиторов-постимпрессионистов.

Выставка будет работать до начала сентября.

    

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ