Пить стали меньше, но дороже

Алкогольные предпочтения приморцев существенно отличаются от общероссийских

21 июль 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3971 (107) от 21 июль 2016

На одной из алкогольных карт мира, составленной экспертами из разных стран, Россия окрашена темно-синим цветом и подписана одним словом – VODKA. Для мирового сообщества слова «русский» и «водка» – синонимы. Так ли это на самом деле и каковы питейные предпочтения приморцев, выясняла корреспондент «В».

По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия не является самой пьющей страной в мире, правда, и трезвенниками нас не назовешь: в стране потребляется около 15 литров алкоголя на душу населения, в то время как врачи называют критической уже цифру в 8 литров. Одним из способов борьбы с алкоголизмом и аналитики, и медики считают не запреты на алкоголь, а воспитание культуры пития.

Столица тяготеет к благородству и вину

Участники алкогольного рынка подчеркивают, что чем выше благосостояние человека, тем больше он отдает предпочтение спиртному с меньшим содержанием алкоголя, у него растет интерес к качественным напиткам, в частности к хорошему вину. Поэтому развитие виноделия идет рука об руку с оптимистическим взглядом в будущее.

Судя по алкогольным предпочтениям, более всего за последние годы уровень жизни поднялся у жителей Москвы, что вполне ожидаемо. За последние десять лет алкогольная карта Белокаменной существенно поменялась. Употребление крепких напитков снизилось здесь на 20 %. Теперь москвичи на европейский манер, подобно Франции, Португалии и Испании, предпочитают не водку, а вина благородного происхождения. Потребление белых и красных вин возросло в Первопрестольной почти в два раза. А из крепких напитков москвичи все больше употребляют коньяк и виски.

Больше, чем в Москве, вино пьют только на юге страны, оно и понятно: Ставрополью, Краснодарскому краю и Крыму принадлежит ключевая роль в виноделии России.

Другие центральные регионы страны бьют рекорды по потреблению пива, хотя в этом также просматривается европейская тенденция, ведь целые государства Старого Света, такие как Германия, Бельгия и Швейцария, считают пиво своим национальным напитком и употребляют его в огромных количествах. В России, к примеру в Самарской области, каждый житель выпивает 90 литров пенного напитка в год. Предпочитают пиво другим алкогольным напиткам жители Кировской и Владимирской областей.

В Сибири крепче мороз, кризис и напитки

Регионы, в которых не изменяют традиции и предпочитают всем напиткам русскую водку, находятся в основном за Уралом – это Сибирь и Дальний Восток.

Один из новосибирских журналистов опубликовал в СМИ историю о том, как туристка из Эстонии, путешествуя по сибирской тайге, пыталась угостить местных жителей дорогим вином. Но все ее попытки пристроить благородный напиток провалились, и бутылка вина все путешествие пролежала в чемодане. Девушка решила, что сибиряки ведут трезвый образ жизни. Туристке и в голову не пришло, что в Сибири, где полгода длится зима с сорокаградусными морозами, востребованы и напитки с близким по градусу содержанием алкоголя. Менять предпочтения никто не собирается.

Солидарны с сибиряками в алкогольных предпочтениях и жители культурной столицы России. В Санкт-Петербурге более 80 % приобретаемого алкоголя приходится именно на водку. Правда, петербуржцы пьют вполовину меньше сибиряков, они приобретают 8,4 литра алкоголя на человека в год и являются представителями одного из самых «трезвых» городов России. Тогда как лидеры Сибирского федерального округа по употреблению спиртного – жители Кемеровской области – выпивают в среднем более 12 литров горячительных напитков ежегодно.

Всецело поддерживают сибиряков в своих алкогольных пристрастиях и в регионах Дальнего Востока с суровым климатом – на Чукотке, в Магадане, Ямало-Ненецкой автономии.

Малопьющие пополняют мини-бары

В национальном рейтинге трезвости, опубликованном в газете «Известия» в 2015 году, Приморский край занял 57-ю строчку из 85. И хотя у нас лучший показатель по Дальневосточному федеральному округу (Хабаровский край, например, стоит на 69-й позиции), статистика по употреблению алкоголя все же впечатляющая. Социологи выявили самые «пьющие» города России, численность населения которых превышает миллион. В список были также включены Владивосток, Краснодар и Ханты-Мансийск, где динамика роста населения позволяет их считать претендентами на вхождение в число городов-миллионников. Так вот, лидерами этого рейтинга стали Краснодар, Уфа и Владивосток. В них среднестатистический житель приобретает порядка 20 литров алкогольных напитков в год. Причем жителей приморской столицы отличает от других россиян разнообразие предпочтений в выборе спиртных напитков.

– Семья у нас малопьющая, но все же свой мини-бар имеется, – делится мнением житель Владивостока Юрий. – В нем на всякий случай стоит бутылочка водки, хорошего вина, шампанское, ну и еще что-нибудь экзотическое. Мне, к примеру, дочь из Кореи привезла дорогой джин, изысканный напиток всем пришелся по вкусу.

Департамент лицензирования и регулирования отношений в сфере потребительского рынка края провел в минувшем году анализ алкогольных продаж на территории Приморья, который показал, что предпочтения приморцев в отношении горячительного сильно изменились за последние годы. Они стали покупать меньше крепких напитков, при этом увеличилась реализация вин и шампанского. В чести у земляков продукция местных производителей. Из импортной – повышенный спрос отмечен на сухие и десертные вина, коньяк, ликеры.

Пиво против текилы

Работники известной в городе сети алкомаркетов утверждают, что жители Владивостока, выбирая алкоголь, все чаще отдают предпочтение его элитным видам. Об этом говорит востребованность коньяка, виски, бренди по отношению к водке.

Большую популярность у горожан приобрели шампанское и игристые вина. В предпраздничные дни его продажи и вовсе возрастают в несколько раз. В столице Приморья любят шампанское производителей из Италии средней ценовой категории от 340 рублей за бутылку – к примеру, линейка игристых вин Мастро Бинелли. Пользуются популярностью отечественные шампанские вина Абрау Дюрсо, его ценник начинается также от 300 рублей и выше. В последние годы появились на прилавках магазинов «игристики» из Крыма, быстро ставшие лидерами продаж по причине удачного соотношения цены и качества.

Свидетельствует о росте культуры потребления алкоголя и то, что все большую долю в структуре продаж занимает вино. В центральных районах города оно является безусловным лидером по реализации. К примеру, в одной из торговых точек на ул. Верхнепортовой из тысячи проданных бутылок алкоголя 60–65 % приходится на вино, около 30 % продаж составляет водка, 6–8 % – элитный алкоголь. При этом современный рынок предлагает потребителю аналогичные напитки разных ценовых категорий. Помимо дорогих европейских вин из Франции, Италии, Испании в город стали поступать интересные напитки из Чили, Аргентины, Южной Африки, Австралии. Вернулись на прилавки магазинов со значительным улучшением качества вина Грузии, радуют своими новинками и приемлемой ценой крымские и абхазские производители. Причем в ассортименте вин с юга России по цене от 280 рублей можно приобрести вино с указанием сорта винограда, из которого произведен напиток, года сбора урожая и места его произрастания, а это по европейским меркам – качественное вино средней категории.

Сегодня даже в молодежной аудитории есть сдвиги в предпочтениях. Вместо традиционного пива молодежь все больше покупает недорогие отечественные вина и вермуты и в качестве эксперимента пробуют ром и экзотическую текилу.

Не сдает свои позиции и водка. Как отмечают менеджеры алкомаркетов, по мере удаления от центра города, к примеру на Чуркине или в районе Баляева, ее продают чаще других алкогольных напитков, здесь популярны недорогие марки беленькой по цене от 185 до 260 рублей. В центральных магазинах продажи традиционного напитка также остаются высокими благодаря иностранцам. Например, китайские туристы в течение последнего года большими партиями скупают дорогостоящие отечественные бренды сорокаградусной по цене более 1000 рублей в подарочных упаковках.

И все же, по данным Росстата, доля водки в целом снижается в алкогольных предпочтениях россиян. В 2015 году она снизилось на 9 % по отношению к 2014 году. Россия взяла курс на трезвость, и это вселяет оптимизм.

Автор: Светлана ШВЕЦОВА