Старости нет

Молодая мхатовская поросль прошла сквозь время и узнала, зачем нужно слушать и слышать стариков

20 июль 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3970 (106) от 20 июль 2016

Весть о том, что во Владивосток с единственным спектаклем приедут выпускники школы-студии МХАТ из мастерской Виктора Рыжакова, взбудоражила театралов города еще в июне. С тех пор знатоки тщательно следили за афишами, чтобы не пропустить экспериментальную, яркую, неоднозначную и непривычную для многих постановку – «Несовременный концерт».

Два дня зал театра молодежи вспоминал, что такое аншлаг, а публика, которой далеко не всегда удается выбраться в Москву или Питер, чтобы увидеть, как развивается и в каком направлении движется молодой российский театр, восторженно ревела, давая понять: и в отдаленных от столиц городах жаждут свежих веяний, хотят видеть нечто необычное, но талантливое и умное.

Благодарные владивостокцы несли молодым мхатовцам на сцену цветы, «Птичье молоко», сушеного кальмара, приглашали на прогулки по городу и умоляли приехать еще…

Отчет перед Галиной Бакшеевой

– Как нам удалось до вас добраться? – улыбается Виктор Рыжаков. – О, это целая история. Несколько лет назад один из благотворительных фондов начал акцию «Молодой МХАТ – Сибири». Мы по этой акции побывали во многих сибирских городах. Ну а где Сибирь, там и Дальний Восток, без этих двух регионов Россию понять невозможно.

Кроме того, я связан с Владивостоком еще и своей молодостью, учебой в институте искусств. И свой спектакль в вашем городе мы посвятили моему педагогу, зав-

кафедрой сценической речи института искусств, великолепной Галине Бакшеевой. Именно от нее я получил любовь к профессии на всю жизнь. «Несовременный концерт» – своего рода мой творческий отчет перед Галиной Федоровной.

Поэтому, когда появилась возможность приехать во Владивосток, пусть даже на условиях самоокупаемости (фонд помог оплатить только дорогу), мы поехали с восторгом. Нашей труппе хотелось показать, что мы можем, какие мы – наследники Художественного театра. Да, можно говорить о труппе, ведь 24 июня студенты получили дипломы, и теперь мы начинаем художественную жизнь как Девятая студия МХАТ – самостоятельная театральная компания, имеющая уже немало предложений о гастрольной и фестивальной деятельности.

– По приезде вы сразу повели своих студентов на прогулку по Владивостоку…

– Во Владивостоке я был около пяти лет назад. И очень соскучился. Поэтому, хоть и приехали мы уже под вечер, я сразу повел ребят гулять по городу, и прошли мы, надо сказать, немало. Ночью город бессуетный, и нам было легче его рассмотреть. Владивосток ребят очень впечатлил, и это притом, что видели мы уже немало. Гастрольная биография у нас очень большая. Премьера «Несовременного концерта» состоялась в марте прошлого года в Париже: один французский продюсер побывал у нас на репетициях и пригласил на фестиваль, открывать который, кстати, должен был спектакль Льва Додинцева «Вишневый сад». Нам казалось, что на этом фоне мы будем выглядеть бледно, что это авантюра. Но четыре спектакля, которые мы отыграли в Париже, доказали, что эта история нужна и понятна не только нам самим, не только российским зрителям, но и французам… А потом была череда поездок по России: мы показали свою постановку, что называется, от Калининграда до Владивостока: в Воронеже, Казани, Нижнем Новгороде, Краснодаре, Омске, других городах. И везде наш спектакль-воспоминание, спектакль как изучение истории принимали хорошо.

Так что же такое «Несовременный концерт»? Слово «концерт» отвечает само за себя и описывает жанр. А «несовременный» – потому что мы говорим о том, что люди считают несовременным. О старости. Это понятно: молодость всегда прогрессивна и современна, а старость – это вчерашний день. Так все мыслят. А мы попытались исследовать старость…

Основано на реальных историях

На сцене действительно были старики. Пусть их кожа не сморщилась, и волос на голове было достаточно, и глаза блестели, но молодым актерам удалось вжиться в образы, уважительно и в то же время честно показать стариков…

История создания «Несовременного концерта» удивительна. Три с половиной года назад, набрав курс в Школе-студии МХАТ, Виктор Рыжаков дал каждому студенту задание познакомиться с пожилым человеком и как можно больше о нем узнать: чем живет, какие ценности сохранил (нематериальные, разумеется), что для него главное в этой жизни. Единственное ограничение – человек должен быть не моложе 80 лет.

– Я специально выбрал такую дистанцию, чтобы 20-летние ребята познакомились с людьми из совсем другого времени, – объясняет Виктор Анатольевич. – Замечу, что все это было непросто: пожилые люди охотно и много говорят, много придумывают, но очень неохотно открываются и крайне осторожно пускают новых людей в свою душу. Нужно было понять, что же есть общего у старых и молодых, что нас объединяет. И оказалось (такое открытие сделали ребята), что человек не стареет, просто изменяется его облик, а душой он все так же молод, может любить, впечатляться, думать, страдать, переживать. А нам всегда кажется, что это свойственно только молодости, а старому человеку уже ничего не остается…

Были записаны десятки километров интервью, мы посмотрели сотни фильмов тех лет, слушали музыку. Все это и стало основой спектакля. «Несовременный концерт» – это монологи реальных людей, там нет ни одной придуманной или додуманной истории. Просто группа драматургов немного обработала и собрала воедино то, что мы записали.

Мы пытаемся играть старость. Мы учились этому три с половиной года. В итоге родился спектакль, который сегодня для нас – самый главный (а в репертуаре труппы уже девять постановок). Его чаще всего просят привезти на гастроли, фестивали.

Насколько важно нам показывать спектакль не в Москве? Очень важно. Если мы приехали во Владивосток, ребята должны проникнуться городом, понять, что это не Санкт-Петербург и не Иркутск… Поэтому мы гуляли сразу после приезда, а на второй день актеры разъехались по Владивостоку кто куда. Так мы готовимся к встрече со зрителями – общаясь с людьми, с городом. И те путешествия, которые мы совершаем, дают молодым артистам возможность посредством театра познать мир и самих себя.

– Изменил ли спектакль ваших студентов?

– Он дал им понять, что театр не ограничивается рамками драматургии, написанной на бумаге, что драматургию можно создавать самим и работать с этим – с самых первых дней, со сбора материала. Современный театр требует от артиста универсальности, его гуманитарное образование должно быть незаурядным, и студенты это понимают.

За время учебы с ними работало множество педагогов. Школа-студия МХАТ тем и знаменита, что на каждого студента приходится более 20 наставников самых разных направлений, лекции и спецкурсы им читают выдающиеся педагоги – например, Дмитрий Бак, заведующий кафедрой новейшей литературы РГУ. Эти же наставники являются и нашими первыми зрителями, и консультантами. Так и растут молодые артисты – в среде, где легко развиваться, опираясь на опыт старших коллег. И их все интересует, они учатся не только прикладным дисциплинам, но и тому, что развивает их интеллектуальные способности, потому что без этого сегодня артист не проживет. К примеру, все время обучения они занимаются йогой…

Вы поймите, я это не для того, чтобы похвастать, говорю, а потому что время сейчас такое, иначе никак. Чтобы конкурировать с кинематографом, с интернет-пространством, когда, не выходя из дома, можно получить едва ли не все развлечения, театр должен предлагать зрителю нечто особенное. Особенное настолько, чтобы человек закрыл компьютер, оделся, вышел из дома, купил билет и сел в зрительном зале.

Что же это – нечто особенное? На мой взгляд, встреча с конкретным артистом. Мы, как это ни парадоксально, возвращаемся к тому времени, когда в театр ходили не на спектакль, а на артиста. Артисты были особенными людьми и должны снова стать такими.

Умение любить людей

– Удалось ли тем людям, с которыми общались студенты, посмотреть спектакль?

– Дело в том, что эти люди в буквальном смысле разбросаны по миру, ведь студенты родом из разных городов, даже из Нью-Йорка есть актриса, и со своей визави она, разумеется, общалась в Нью-Йорке. Кроме того, многим собеседникам уже очень много лет, например, одна из девочек общалась с актрисой, которой на тот момент было 96, ее уже нет в живых. Мы, кстати, специально ездили в Дом ветеранов сцены в Москве…

Но замечу, что ребята сохраняют пусть не физический, но душевный контакт со своими собеседниками, все герои нашего спектакля прорастают в молодых актерах, и это очень важно.

«Несовременный концерт» научил этих актеров (и меня тоже!) умению любить человека во всех его проявлениях. Театр занимается человековедением, а как это делать, если ты не любишь людей?

– Какой зритель приходит на ваш спектакль?

– Очень разный. Дело в том, что акция «Молодой МХАТ – Сибири» сослужила нам добрую службу: мы показывали спектакль бесплатно, и приходили люди всех возрастов и профессий. К примеру, в Нижнем Новгороде пришли работники автозавода с семьями, детьми, зал на 750 человек был полон два дня подряд. И зрители всех возрастов реагируют на увиденное очень хорошо.

Кстати, сейчас мы работаем над «Современным концертом» – это постановка не только о молодых, но и о том, как непросто жить в XXI веке, в окружении постоянно идущих войн. Смотрите, все лучшие песни нашего века – о любви и мечте, а вокруг – война…

В «Современном концерте» мы не произносим ни слова, а исполняем шлягеры XX и нынешнего веков, те песни, что поет весь мир. Поет и воюет… В этом несоединимом сочетании проходит вся наша жизнь. Говорят, что армия любит молодость, а молодость любит петь. Человек не может научиться жить без войны, но, когда он занимается творчеством – поет, читает стихи, рисует, идет в театр или музей, он достигает гармонии. Ему не хочется в этот момент воевать. И наша задача проста: сделать спектакль таким, чтобы хотя бы на время человеку стало теплее жить. 

   

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ