Морскую авиацию чествовали на земле

Владивосток отметил 100 лет военно-морской авиации России. На Корабельной набережной в воскресенье состоялось торжественное возложение венков и цветов к Вечному огню мемориального комплекса «Боевая слава Тихоокеанского флота».

19 июль 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3969 (105) от 19 июль 2016
57a9d3b97b6fa6da22cccf43f68813f1.jpg

Отдать дань уважения ратному труду морских авиаторов пришли официальные лица, представители общественности, ветераны ТОФ, действующие офицеры авиации и флота. Отметим, что к горожанам присоединились и иностранные туристы, которые с интересом и даже восхищением наблюдали за четкими и отлаженными действиями знаменной группы, роты почетного караула соединения морской пехоты ТОФ и слушали маршевую музыку в исполнении духового оркестра штаба ТОФ. Троекратный залп из карабинов прозвучал в память о пилотах, погибших в боях при защите морских рубежей Родины.

– Для нашего города, как и для всей страны, 100-летие военно-морской авиации, безусловно, значимое событие: более 80 лет морская авиация – неотъ-емлемая часть Владивостока, – отметил в разговоре с корреспондентом «В» исполняющий обязанности главы Владивостока Константин Лобода. – Вся ее история связана с воздушным прикрытием баз военно-морского флота и морских портов на территории города и края.

Особенно хотел бы отметить годы Великой Отечественной войны. Морские летчики ТОФ покрыли себя неувядаемой славой, сражаясь в составе Северного, Балтийского и Черноморского флотов, а на Дальнем Востоке громили в небе и на земле японских милитаристов в августе 1945 года. Авиацией флота были потоплены один фрегат, 25 тральщиков, 20 вспомогательных и транспортных судов. В воздушных боях сбито четыре самолета противника. Сейчас в это трудно поверить, но тогда и в послевоенное время во Владивостоке было девять (!) военных аэродромов, из них четыре сухопутных и пять гидроаэродромов. На них базировалось около полутысячи военных самолетов. Береговые аэродромы располагались на Второй Речке и Седанке, возле бухты Шамора и в бухте Бабкина на острове Русском. На них базировались истребители, бомбардировщики, торпедоносцы, транспортные и разведывательные самолеты. Для гидропланов использовались бухты Патрокл, Парис и Воевода на Русском, а в Амурском заливе – акватории возле станций Вторая Речка и Океанской.

Сейчас во Владивостоке осталось только командование авиации ТОФ, а ближайшие действующие аэродромы для боевых самолетов находятся уже за пределами краевого центра – это «Центральная-Угловая» и «Кневичи». Тем не менее администрация Владивостока постоянно поддерживает дружеские и взаимовыгодные контакты с морскими авиаторами.

Этот праздник отмечается в преддверии Дня военно-морского флота, который особо почитается в нашем городе. Определенная символика в этом есть.

– Константин Анатольевич, сегодня на торжественном мероприятии, на удивление, много иностранных гостей…

– Зарубежные туристы из Австралии, Европы и Северной Америки прибыли во Владивосток на пассажирском лайнере Sun Princess, на субботу и воскресенье приехало много гостей из Китая. И вместо экскурсий по городу некоторые из них пришли на Корабельную набережную, чтобы посмотреть торжественную церемонию возле Вечного огня. У этих людей наше мероприятие вызвало неподдельный интерес. Они понимают, что здесь переплетены история и современность России. В том числе и по сохранению памяти славных героических событий и традиций авиации флота.

Как сообщил «В» начальник морской авиации ТОФ полковник Сергей Рассказов, в настоящее время основные силы воздушного прикрытия флота базируются на Камчатке и в Приморье. На вооружении стоит разнообразная техника от истребителей-перехватчиков МиГ-31 до палубных вертолетов Ка-27. Недавно в авиационные части стали поступать модернизированные противолодочные самолеты Ил-38Н, у которых увеличены моторесурс и дальность слежения за целями в радиусе до 320 км. В последнее время возросло количество учебно-тренировочных и боевых вылетов. К примеру, недавно наши противолодочники в рамках учений провели бомбометание на береговых полигонах округа.

– Морская авиация Тихоокеанского флота установила множество рекордов, – говорит председатель совета ветеранов морской авиации ТОФ полковник Владимир Ермолкин. – И один из них вряд ли будет превзойден: Владивостокский гарнизон морской авиации ТОФ дал стране больше всего Героев Советского Союза и Героев России. Их 25 человек! Общее же количество летчиков-тихоокеанцев, служивших в боевых частях морской авиации ТОФ и получивших золотую Звезду Героя, еще больше. В числе наших прославленных боевых пилотов и генерал-майор авиации Алексей Мазуренко, ставший Героем Советского Союза дважды. А кавалеров боевых орденов, включая иностранные, многие сотни. Десятки офицеров стали заслуженными военными летчиками и штурманами. В том числе и поэтому Владивосток носит гордое звание города воинской славы.

И еще об одном событии нельзя не вспомнить. Звание Героя Советского Союза было учреждено именно для того, чтобы отметить подвиги, которые совершили еще в довоенное время военно-морские летчики – военморлеты, как их тогда называли. Напомним: морские летчики во главе с Анатолием Ляпидевским и Николаем Каманиным в 1934 году спасли застрявших во льдах челюскинцев. Сейчас практически никто уже не знает, что летали они на самолетах морской авиации ТОФ. Это были цельнометаллические тяжелые двухмоторные бомбардировщики-монопланы ТБ-1 и многоцелевые одномоторные самолеты Р-5 из состава бомбардировочной авиационной эскадрильи ВВС морских сил Дальнего Востока на приморских аэродромах.

Празднование юбилея военно-морской авиации России продолжилось в Артеме, Романовке и Шкотово, где базировались боевые эскадрильи. А на аэродроме двойного назначения «Кневичи» состоялся показ современной воздушной и инженерной военной техники, концерт ансамбля песни и пляски ТОФ и угощение солдатской гречневой кашей с тушенкой из полевой кухни.

Справка «В»

17 июля 1916 года в ходе Первой мировой войны четыре гидросамолета русского флота вступили в бой с четырьмя германскими гидропланами и одержали победу в небе над Балтикой. День первого массового сражения гидросамолетов теперь взят за отсчет истории морской авиации России.

Однако первый гидросамолет был принят на вооружение еще 6 августа 1912 года. Тогда в Гребном порту на Васильевском острове Санкт-Петербурга состоялся его торжественный пуск на воду – так начала свою работу Опытная авиационная станция, ставшая первой авиачастью Балтийского флота.

На Дальнем Востоке авиация ВМФ страны появилась весной 1932 года. 111-я отдельная морская дальнеразведывательная эскадрилья была переброшена из Севастополя и с апреля дислоцировалась на станции Океанской. В ее составе было 12 летающих лодок S-626hc.

 

Автор: Николай КУТЕНКИХ