Ищете покоя? Взгляните на Японию

Фотогравюры Питера Миллера просят замедлить шаг и подумать о вечном

7 июль 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3963 (99) от 7 июль 2016

Фотовыставками владивостокцев не удивишь – всякое видали. Однако выставка Питера Миллера «Линии жизни» в музейно-выставочном комплексе ВГУЭС почти наверняка удивит вас. Потому что вам предстоит увидеть не просто фотографии, а фотогравюры – нечто совершенно особенное.

– Фотогравюра сильно отличается от обычной фотографии, это совсем другая техника, – объясняет куратор выставки искусствовед Ольга Зотова. – Сначала фотоотпечаток переносится на стекло, со стекла – на металлическую пластину, потом методом травления получается форма для оттиска. И только после этого пластину прокатывают на ручном станке и получают оттиск на бумаге. Эта техника не меняется с давних времен.

В XIX веке, когда фотография только появилась, на какой-то момент фотогравюры стали очень популярны. Состоятельные люди покупали огромные альбомы с видами городов, выполненными именно в этой технике. Впрочем, так же быстро этот жанр ушел почти в небытие: он весьма трудоемкий, да и фотографическая техника развивалась семимильными шагами – куда проще было получить фото, чем корпеть над гравюрой.

Почему же живущий в Японии фотохудожник американского происхождения Питер Миллер обратился к этому почти забытому искусству? По словам Ольги Зотовой (к сожалению, сам мастер не смог приехать во Владивосток), все дело в стремлении к совершенству. Работа в технике фотогравюры позволяет убрать лишние детали, создавая тот художественный образ, который художник хочет показать зрителю, причем в чистом виде. Бамбук, траву, сети, даже морскую капусту – любой объект Миллер превращает в поэзию. Причем это образы, лишенные примесей, которые дает быстротекущая повседневность…

Прогулка по «Линиям жизни» чем-то сродни медитации, как бы странно это ни звучало. На снимках Питера Миллера – природа Японии, храмы, жители этой прекрасной страны. Нет ни одного кадра, который можно было бы назвать «отображением» быстротечности жизни, наоборот, каждая работа словно просит успокоиться, замедлить шаг, всмотреться, вдуматься…

Фотогравюры Миллера пронизаны медитативным настроением, прямо связанным с мировоззрением ваби-саби. Что это такое? Перевести можно как «скромная простота», а по сути это часть японского эстетического мировоззрения. «Ваби» ассоциируется со скромностью, одинокостью, неяркостью, но в то же время внутренней силой. «Саби» – с архаичностью, неподдельностью, подлинностью.

На то, чтобы впитать в себя эту эстетику, влиться в японское понимание мира, у Миллера ушло немало времени. Он родился в 1945 году в Пенсильвании. Изучал социологию в Колумбийском университете и Беркли. Впервые приехал в Японию в качестве консультанта компании «Хонда». И остался, изменив свою жизнь во всех смыслах. Причем поселился не в мегаполисе, а в небольшом, но очень древнем и почти мистическом городе Камакура. Здесь много храмов дзенской школы, особая атмосфера, которая привлекает художников и писателей. Врастание в ткань японской повседневности происходило постепенно и не было легким. Сам Питер так описывает момент, когда понял, что принят этой страной: он постоянно покупал рис в одной из маленьких лавочек, и прошло много времени, прежде чем хозяин первым поздоровался с ним…

– Питер Миллер приезжал во Владивосток на одну из биеннале визуальных искусств и привозил свои работы, тогда мы и познакомились, стали переписываться, – рассказывает Ольга Зотова. – В 2012 году я была у него в гостях в Японии. В городе, где он живет, его усилиями создан и вот-вот откроется музей фотогравюры. Я высказала идею сделать выставку во Владивостоке, и Питер с восторгом согласился. Он просто влюблен в наш город и очень сожалел, что не сможет приехать: в этом году у него открываются выставки еще и в Европе. Сам отобрал 50 произведений, которые здесь представлены.

Главная идея выставки – подарить жителям Владивостока ко дню рождения города виды Страны восходящего солнца, красоту японской природы, ее спокойствие и великолепие. Мне кажется, ощущение Японии передано на выставке во всей ее гармоничности: это и дзенский покой, и существование вне времени. Японское понимание временности жизни, того, что ничто не вечно, что суть жизни – в единстве с природой, откуда мы приходим и куда уходим, Питеру удалось выразить очень ясно. Чем старше человек становится, тем больше он осознает эту простую истину… 

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ