Секрет счастья боцмана Петренко

Как правильные жизненные принципы привели морехода к высоким государственным наградам

1 июль 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3960 (96) от 1 июль 2016

За многолетнюю историю Дальневосточного морского пароходства его работники неоднократно были отмечены за доблестный труд государственными наградами. В том числе получали звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и молот». В основном это были капитаны дальнего плавания, а также один механик, один старший электромеханик и один боцман. 

Сегодня из всей когорты работников ДВМП, удостоенных высшей награды Советского Союза, во Владивостоке проживают капитан дальнего плавания Вадим Иванович Абоносимов и боцман Алексей Васильевич Петренко. Иных уж нет...

На флоте хорошо кормят

Звание Героя Социалистического Труда Алексею Петренко было присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 июля 1982 года. Как сказано в наградных документах, «за выдающиеся заслуги по осуществлению экспортно-импортных перевозок в 1981 году, выполнение гражданского и интернационального долга». Что это были за перевозки, бывший боцман вспоминает неохотно. Но не потому, что это государственная тайна. Просто Алексей Васильевич по жизни немногословный человек. Его кредо – больше делать, чем говорить. Действительно, награждают ведь за работу, а не за болтовню.

Вспоминая минувшие дни, 82-летний мореход признается, что 60 лет назад связал свою судьбу с морем, в общем-то, из меркантильных интересов: после голодного военного детства ему все время хотелось есть...

Отец Василий Данилович погиб в 1943-м на Курской дуге, ему было 37 лет. После его гибели мать снова вышла замуж, но долго с отчимом не прожила: он любил заложить за воротник.

– В семье было четверо детей – я и три мои сестры. Мы жили в частном секторе в Корейской слободе, в доме с печным отоплением, без удобств. Мать работала уборщицей, накормить такую ораву ей было тяжело, – вспоминает Петренко. – Старшая сестра Галина с 12 лет пошла работать, а я в 16 лет устроился на Дальзавод учеником токаря. Токаря тогда хорошо зарабатывали. Работать было тяжело, дисциплина жесткая: предприятие оборонное, за опоздание – штраф. На пять минут опоздал – полгода работаешь со штрафом. А за большее опоздание могли и посадить. Поэтому к дисциплине были приучены все, от рабочего до большого начальника.

На Дальзаводе Алексей отработал 4 года – до призыва в армию. Но, отслужив срочную, к токарному станку не вернулся. Поддавшись уговорам друзей, мол, пошли на флот – там хорошо кормят и можно приодеться, парень отнес документы в отдел кадров Дальневосточного государственного морского пароходства (так с 1935 года именовалось ДВМП).

После войны пароходство нуждалось в специалистах. Демобилизованному солдату, да еще с квалификацией токаря предложили работу по специальности в плавучей мастерской. Но Алексей устроился учеником матроса на пассажирский пароход «Азия». Так в 1956 году началась его морская карьера, растянувшаяся на долгих 38 лет.

Крыс на теплоходе не было

В свой первый визированный рейс матрос 1-го класса Алексей Петренко вышел на теплоходе «Сальск» в Японию, в порт Фусике. Это было в начале 1960-х,

когда в СССР импортный ширпотреб был в дефиците. Точнее, его вообще не было. На скудную сумму в валюте, которую ему выдали, он купил подарки матери, сестрам и жене Зинаиде Сергеевне. С ней он, к слову, живет в любви и согласии уже 56 лет! В июне прошлого года супруги Петренко отметили изумрудную свадьбу...

– Мы возили в Японию лес, обратно шли порожняком. Когда стояли на американской или канадской линии, возили из-за границы пшеницу, сахар, – рассказывает Алексей Васильевич. – Чего только не возили! Из Одессы на Кубу – железнодорожные вагоны в разобранном виде и к ним четверные колесные пары, катера, обработанные распиленные дощечки. Наши грузчики ходили по ним в носках, чтобы не запачкать. А кубинцы стягивали их канатами, да так сильно, что драгоценные доски ломались и крошились. Однажды кто-то подпалил лес, который мы привозили на Кубу. Он был складирован за городом. Сгорели миллионы кубов. Возможно, это была диверсия со стороны противников правительства Фиделя Кастро. Но мы в эти дела не вмешивались...

За годы работы в ДВМП Алексею Петренко довелось бороздить моря и океаны на шести судах, пассажирских и сухогрузах. Но главной его любовью стал теплоход «Владимир Короленко», на который он пришел в 1969 году уже опытным боцманом. Именно на этом судне боцман Петренко в 1971 году получил свою первую государственную награду за трудовые успехи – орден Ленина. И на нем же завершил карьеру морехода в 1994-м. Капитаном теплохода был Филипп Харитонович Полунин, он и ныне живет во Владивостоке.

Известие о той награде застало Петренко в рейсе и стало для него неожиданностью. Когда его начали поздравлять товарищи, он подумал, что это шутка. Но потом на борт пришла правительственная телеграмма. Оказалось, все серьезно.

На вопрос, за какие именно заслуги его наградили орденом Ленина, Алексей Васильевич отвечает с улыбкой:

– И сам не знаю. Я думаю, что за перевозку пшеницы из Канады и Австралии. Когда у нас в Союзе закончилась пшеничная мука, мы закупали ее за границей. Наша пшеница твердых сортов, а Запад пользуется мягкими сортами. Но они не годятся для выпечки хлеба. Поэтому мы покупали канадское зерно твердых сортов. Честно говоря, та пшеница была не первый сорт, но зато во Владивостоке хлеб ели все. Вообще, весь экипаж «Короленко» – а это 40 человек – работал достойно. Аварий не было, теплоход был чистый. Вахта – 3 человека, остальные все вкалывают: теплоход надо красить, мыть, механизмы смазывать, следить за такелажем. Работы всем хватало.

По словам Петренко, боцман – второй человек на судне после капитана. Он отвечает за все, что лежит на палубе и в трюме. К примеру, трюмы с пшеницей надо было закупорить так, чтобы в них не попала вода, иначе зерно сгниет. Кроме того, трюмы должны быть чистыми и сухими, наличие ржавчины или насекомых не допускается. Перед погрузкой зерна трюм тщательно осматривала комиссия представителей продавца, чтобы не было ни мусора, ни пыли. Так что перед осмотром команда вылизывала его до блеска. Если бы комиссия придралась к чистоте, то на второй раз трюм мыли бы канадцы. А за их работу пришлось бы расплачиваться валютой. Петренко не мог допустить, чтобы советское золото тратилось на такую ерунду, поэтому в его бытность боцманом на теплоходе «Владимир Короленко» иностранцы ни разу не чистили трюмы. И крыс на судне не было – их травили газом...

В 1992 году теплоход продали грекам, которые после переделки трюмов сделали из него балкер для перевозки сыпучих грузов. Это была выгодная реконструкция, только чистого груза судно брало 22 тысячи тонн.

– Когда государство развалилось, начало разваливаться и пароходство. Сегодня у него около 30 судов, а было больше 300, – сетует Алексей Васильевич.

За границу не тянет

– Я хорошо помню, как Алексею Васильевичу дали самую большую награду, – вспоминает супруга Зинаида Сергеевна. – Пришла на работу (я тогда служила в крайсобесе), а по радио передают, что Алексей Петренко получил звание Героя Социалистического Труда. Все стали меня поздравлять, обнимать, а я говорю: бросьте заниматься ерундой, быть такого не может! Подумала, что меня разыграли. А потом приходит газета «Дальневосточный моряк», и на первой странице – портрет мужа. Я посылаю ему поздравительную телеграмму на теплоход, а он не отвечает. Но когда муж пришел из рейса и ему вручили Золотую Звезду, мы накрыли стол и бросали медаль в стакан с водкой, как полагается.

Присвоение столь высокого звания боцману Петренко было нонсенсом по тем временам: награжденный не состоял в рядах Коммунистической партии Советского Союза! В парткоме пароходства на это смотрели неодобрительно, мол, работник награжден орденом Ленина, а не коммунист. Непорядок.

Позже в партию Алексей Васильевич все-таки вступил. Буквально накануне развала Страны Советов...

Звание Героя Соцтруда никак не изменило жизнь семьи Петренко. Зарплату ему не повысили. Трехкомнатную квартиру в хрущевке на пр. 100 лет Владивостоку Алексей Васильевич получил задолго до награждения – в порядке очереди на улучшение жилищных условий. Однажды, когда он был в рейсе, к нему домой пришли двое из крайкома КПСС. Посидели, поговорили и ушли, не объяснив, зачем приходили. И лишь потом выяснилось, что из Москвы поступила разнарядка: предоставить квартиры улучшенной планировки Героям Соцтруда, проживающим во Владивостоке. Боцман Петренко был в списке потенциальных новоселов, обласканных партией.

Проверяющие из крайкома, осмотрев его жилплощадь, удовлетворились увиденным. Правда, при этом не спросили, сколько человек проживает в квартире. Между тем на тот момент семья Петренко насчитывала семь человек, включая трех сестер и маму Алексея Васильевича. Кому досталось выделенное Герою Соцтруда жилье улучшенной планировки, неизвестно...

Впрочем, Золотая Звезда помогала супругам Петренко, когда они были в отпуске в Ленинграде или Москве. Благодаря медали на груди Алексея Васильевича их пропускали без очереди в Эрмитаж, на выставки, в театры. Кстати, за все время они ни разу не отдыхали за рубежом.

– Заграница надоела, не тянет. У нас в России есть места красивее, – с улыбкой признается боцман. Его благоверная с ним соглашается.

И это неудивительно: согласие между супругами цементирует семью. Впрочем, по словам Зинаиды Сергеевны, так было не всегда. Будучи в рейсах по 11, а то и более месяцев, Алексей Васильевич не успевал привыкнуть к дому за время короткого отдыха. И жена не успевала изучить его привычки и характер. Когда он вышел на пенсию, Зинаиде Сергеевне пришлось привыкать к мужу заново.

Супруги Петренко вырастили двоих сыновей, Вадиму уже 52 года, Алексею – 49 лет. Одна досада осталась у Зинаиды Сергеевны: муж ни разу не забирал ее из роддома с цветами – все время был в рейсе.

Впрочем, по ее словам, это не помешало семье оставаться крепкой, сыновей они воспитали настоящими мужчинами. Это, считает Зинаида Сергеевна, и есть залог счастливой жизни. А хозяин дома добавляет: «Еще труд. Пока работаешь, у тебя все нормально. Я как привык трудиться с детства, так и до сих пор без дела не сижу...»

 

Автор: Сергей КОЖИН