Экономике поможет наука
Нельзя вариться в собственном “котле”, опыт надо заимствовать повсюду, считает глава муниципального образования Уссурийска и Уссурийского района Владимир ВЕДЕРНИКОВ.
Нельзя вариться в собственном “котле”, опыт надо заимствовать повсюду, считает глава муниципального образования Уссурийска и Уссурийского района Владимир ВЕДЕРНИКОВ.
- Владимир Павлович, давайте поговорим об экономике и власти. В каком состоянии на подведомственной вам территории находится первая и что может в современных условиях вторая?
- Для начала вспомним, какими были Уссурийск и одноименный район совсем недавно, а затем - какими они стали. Город называли крупнейшим транспортным узлом юга Приморья, где сосредоточена большая часть предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, развита легкая. Район - житница, способная накормить не только собственных жителей, но и соседних портовых городов и даже снабжать овощами и картофелем Север. Сегодня более-менее устойчиво работают лишь акционерные общества “Приморский сахар” и “Уссурийский бальзам”. “Работница” почти не имеет заказов на одежду, “Градо” (бывшее кожевенное объединение) практически “лежит”. Комбинат хлебопродуктов тоже не слишком пополняет бюджет города. На селе не бог весть какие успехи.
- Считалось, что экономика города была ориентирована на обслуживание самого крупного в крае железнодорожного узла...
- То, что сейчас делается на железной дороге, идет вразрез с законом о местном самоуправлении. Со временем все поймут, что переводить отделение дороги во Владивосток было неразумно. Свое мнение я высказывал руководству края, МПС... Даже с точки зрения управления отделением, его центр должен быть в Уссурийске. Наш город стоит на пересечении всех автомобильных и железных дорог. Основным же мотивом перевода отделения было то, что в краевом центре - торговый и рыбный порты. Зато от нас удобнее доставлять грузы до Посьета, в Находку и обратно.
Потеряли около 10 млн. рублей в виде налогов в местный бюджет только за счет реорганизации отделения ДВжд. Теперь идет следующий этап. Принято решение лишить права юридического лица некоторые предприятия дороги, а локомотивное депо переводят в Сибирцево, где нет никакой базы. А в Уссурийске как вариант собираются создать предприятие по ремонту тяжелой техники. В этом случае мы потеряем еще около 30 млн. рублей налоговой базы. Такой же сюрприз преподнесло вагонное рефрижераторное депо. Уйдя под крыло Москвы в качестве филиала ГУП “Рефсервис”, оно проносит мимо нашего бюджета немало денежных средств. О локомотиворемонтном заводе разговор особый, он не входит в вышеназванную группу предприятий и подчиняется непосредственно министерству.
Другая, не менее важная проблема - передача жилого фонда и соцкультбыта железнодорожников на баланс муниципального образования. Расходы увеличатся примерно на 32 млн. рублей. Вот и считайте, общая дыра в бюджете - 72 миллиона! Ее заштопать нечем. Не исключаю, что мы откажемся принимать на свой баланс имущество, принадлежавшее железнодорожникам.
- Год назад вы говорили, что в системе взаимозачетов надо добиться нормального процентного соотношения: 60 процентов - живые деньги в бюджет, 40 - зачетами. Судя по всему, сделать это не удалось?
- Вышли на 37 процентов живыми деньгами. Продолжаем вести жесткую политику в этом направлении, но управлять финансовыми потоками очень сложно. На федеральном уровне решено не проводить взаимозачеты, однако пока это не получается - у предприятий недостаточно оборотных средств и наличных денег.
- Какова стратегия вашей команды по возвращению в строй предприятий, которые сегодня финансово и экономически беспомощны?
- Мы активно вмешались в деятельность фирмы “Градо”, хотя, честно признаюсь, больших результатов пока не получено. Но думаем все-таки сохранить предприятие, даже несмотря на то, что на нем введено конкурсное управление. Не будет брошено на произвол судьбы ОАО “Дальсоя”. Ищем способ, чтобы цивилизованно поменять собственника, очиститься от долгов (а долги на “Дальсое” огромные, около 250 млн. рублей) и на “чистое” предприятие привлечь инвесторов. Сдал свои позиции коллектив ОАО “Пивзавод Уссурийский”, значит, надо возвращать его к жизни через процедуру банкротства. Первой ласточкой стало АО “Родина”. Завод холодильников приобрел хозяина в лице компании “В-Лазер”. Положительно решается вопрос с АО “Омега”, где будут выпускать электро- и газовые печи.
- “В” писал уже о взаимоотношениях вашей администрации и “варягов” из столицы. Один из оппонентов посетовал: почему, дескать, не привлекаем к сотрудничеству местных ученых и специалистов, а платим за труд немалые деньги пришлым?
- Приглашать следует даже потому, что человек живет и работает в другой области, крае, регионе и видит выход из создавшегося тупика у нас по-иному. Недавно я вернулся с очередного общего собрания Ассоциации городов Сибири и Дальнего Востока, проходившего в Омске. Там создан прекрасный банк данных, где собирается информация от всех участников по всему самому передовому. Мы, к сожалению, в этом плане активного участия не принимаем. По приезде дал поручение наладить связь. Нельзя не обмениваться опытом: испытанные наработки лучше попыток изобрести велосипед. Взять, к примеру, ОАО “Приморский сахар”. С чего начал генеральный директор Александр Хоменко? Он привез специалистов из центра, они свое дело сделали, и предприятие работает хорошо. ОАО “Уссурийский бальзам” сотрудничает со специалистами в области развития торговли, рекламы, разработки новых сортов водки и т. д.
Сейчас занимаемся реорганизацией коммунального хозяйства. Создали службы заказчика, подрядчика. Это первый шаг. Дальше - комплекс мер. Во Владимире разработана и внедряется программа по энергосбережению. Уверен, там применяются не только счетчики, но и что-то еще, что уменьшает потерю тепла в зданиях, сооружениях, в домах. Почему не поехать и не посмотреть на новшества? И так по всем вопросам. Критиковать - одно дело, но вот я пока ни от кого из местных ученых мужей не слышал стоящих предложений. В частности, сам предлагал нашему научно-исследовательскому сельхозинституту разработать предложения по выводу “Дальсои” из кризисного состояния. В ответ - молчание. “Дальсоя” может переработать сотню тысяч тонн зерна в год, в лучшие времена в крае выращивали до 40 тысяч тонн. Сегодня в Приморье простаивают огромные площади пахотных земель, так почему не развить краевую программу? Науке самой себя надо предлагать по выводу края из кризиса, а не пенять на “варягов” со стороны.
- 14 лет строится Уссурийская ТЭЦ. Когда завершится долгострой?
- И тогда, и сейчас все упирается в деньги. Однако надежда есть. У нас побывала делегация бизнесменов из Японии и Южной Кореи, изучала возможность инвестирования некоторых энергообъектов края. Во Владивостоке по итогам поездки к нам, в Партизанск и Находку генеральный директор ОАО “Дальэнерго” Василий Полещук и представители компаний подписали меморандум о сотрудничестве.
- Строится объездная автомобильная дорога. В какой стадии строительство?
- Начали и бросать не собираемся. Строит ее за счет средств федерального бюджета АО “Примавтодор”.
- А как обстоят дела в целом по отрасли? Надолго ли свернуто промышленное и гражданское строительство?
- Думаю, надолго. Возводится только завод по переработке сельхозпродукции в микрорайоне “Южный”. Половину проекта инвестирует южнокорейская сторона, остальные средства вкладывает ООО “Тор”. Картонный комбинат предложил начать строительство целлюлозного завода. Здесь же планируется создать небольшое производство по переработке некондиционных ликеро-водочных изделий и спирта. В целом же “промка” свернута, хорошо бы сохранить что осталось.
- Год из четырех, отпущенных вам избирателями, позади. Трудно. Было ли хоть раз желание бросить все?
- Мои заместители, большинство руководителей комитетов и управлений со своими обязанностями справляются неплохо. Отчаяние бывает, но не от непонимания, а от вечных неплатежей, от бюджета, который с таким дефицитом и бюджетом-то назвать трудно. Морально очень сложно. Так что задача была и остается одна - поднимать экономику.
Автор: Константин ЯКОВЛЕВ, "Владивосток"