Танцы пустоты

К 65-летию легендарного хореографа из Владивостока Ольги Бавдилович

8 июнь 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3947 (83) от 8 июнь 2016

Уже выросло поколение владивостокцев, которые никогда не видели живых постановок уникального хореографа, создателя единственного в мире Театра камерного танца Ольги Бавдилович. К счастью, магия ее балетов не исчезла. Некоторые постановки театра снимали на видеокамеру, и спустя 25 лет в Интернете появились новые отрывки неподражаемых танцев Бавдилович. 

Владивосток мог бы гордиться ею, как Ливерпуль – своей четверкой «битлов». Если бы она родилась за границей или хотя бы туда уехала на пике творчества, то была бы знаменита на всю планету. Вот уже много лет я живу в Чикаго, смотрю балеты самых знаменитых коллективов мира и все больше убеждаюсь, что талант Бавдилович гораздо мощнее, чем у большинства современных хореографов. Техника исполнения танца растет, а новых идей в этом искусстве практически нет. Признаюсь, что не могу быть полностью объективной: я танцевала у нее в любительской студии при Доме ученых ДВО РАН и позже, в профессиональном Театре камерного танца.

Ольга: Владивосток и весь мир

Меня всегда поражали ее бесстрашие, независимое мышление и сила воображения. В 1980-е в Доме ученых она ставила танцы на музыку «Пинк Флойд», Сантаны, Клауса Шульца, на индийские раги (традиционные мелодии). Думаю, она смогла бы своим новаторством встряхнуть балетный мир планеты, но, по ее словам, у нее было слишком мало единомышленников.

На международном конкурсе хореографов в Москве в 1992 году за миниатюру «Благословляю потерю» на музыку Вячеслава Артемова Ольге Бавдилович была присуждена третья премия и специальный приз Дома Дягилева «За новаторство в хореографии». Сейчас отрывок из этой миниатюры можно увидеть в Интернете.

Ольге было тяжело работать при любой власти. Балетные критики так и не нашли определения ее стилю, основанному на буддийской философии. В то время, когда существовали только театры классического балета и фольклорные ансамбли, «танец модерн» звучало антисоветски, и наши концерты запрещали, а если и разрешали, то в первых рядах, высматривая крамолу, сидели люди из КГБ. Им казалось подозрительным, что Ольга ставила балеты на зарубежную музыку, что танцевали мы в обтягивающих трико и босиком.

Мы готовили программу целый год, а потом с трудом находили площадку для пары концертов. Но для интеллигенции Владивостока это всегда был праздник уникального творчества, и, несмотря на полное отсутствие рекламы, люди откуда-то узнавали и приходили. Ни тогда, ни после нам не удалось вынести Ольгино искусство в широкие массы. Первой и последней попыткой было выступление на празднике 8 Марта на Дальзаводе. Глядя на нас, изумленная публика вряд ли поняла, что фигуры в белом – это артисты балета, а не видения.

Постперестроечные надежды не оправдались: не нашлось спонсоров, не удалось раскрутиться, власти проигнорировали уникальный коллектив. В 2001-м Ольга Владимировна перебралась в Москву и с тех пор хореографией не занимается. Она сказала мне по телефону, что ей «было очень трепетно находиться в этом потоке, который идет сам по себе, независимо от того, что происходит вокруг», но свой цикл она уже отработала, а повторяться ей неинтересно.

Поль: Москва и Владивосток

Недавно выложенные в Ютуб отрывки из ее балетов показаны в неожиданном ракурсе – как иллюстрации к сериалу под названием «К земле обетованной», снятому по книге канадского социолога Поля Вайнцвайга «Десять заповедей творческой личности», вышедшей в издательстве «Прогресс» в 1990 году. В 1991-м совместно с Первым каналом в Останкино Поль начал снимать 14 фильмов о философии творчества, которые иллюстрировал фрагментами выступлений творческих коллективов России. В 1992 году сериал несколько раз показали по российскому телевидению.

Спустя 25 лет Поль вернулся к этой работе, чтобы переосмыслить книгу и сделать ее мультимедийной. «Потому что теперь технология позволяет соединить опубликованную на Амазоне электронную книгу с Ютубом», – объяснил он по телефону. Он выложил на Ютуб 33 небольших видеоотрывка, иллюстрирующих ее.

Впервые книга вышла в Канаде в 1988 году. На волнах перестройки советское руководство открыло двери для иностранцев, и представители российского посольства в Канаде пригласили Поля в Москву. Как только книга вышла на русском, все экземпляры были распроданы в один день и ее стали перепечатывать в самиздате. «В советском обществе был явный голод на новые идеи», – написал автор в предисловии к электронному изданию.

Поля, сына знаменитого канадского авангардного композитора Джона Вайнцвайга, впечатлила музыка Вячеслава Артемова, и он решил использовать ее в своих фильмах. Руководство «Останкино» подписало контракты с советскими исполнителями, которых рекомендовал Артемов, а Поль оплачивал все расходы по производству программ. Именно от Артемова Поль и его русская жена Полина Зелицкая узнали о Бавдилович. «Мы были влюблены в ее работы», – сказала Полина по телефону. Супруги решили включить ее балеты в фильмы. Но для этого нужно было попасть в закрытый тогда еще военный город-порт Владивосток.

Сотрудники «Останкино» одели Поля в советскую одежду, купили ему поддельный паспорт на имя Петра Виноградова и вместе с Полиной посадили на самолет. Поль не знал русского языка, и в нашем городе боялся разговаривать и лишний раз выходить на улицу. К ужасу супругов, вид в гостинице открывался на залив, по которому ходили крейсера и подлодки ВМФ. В то время наблюдать за нашим флотом иностранцам совсем не полагалось…

Несмотря на риск, Поль с Полиной работали с разными коллективами и снимали свои фильмы в разных городах СССР. К сожалению, их прекрасная, но наивная идея пропагандировать русскую культуру на Западе не осуществилась. Криминальная ситуация в Москве быстро ухудшалась. Их жилье дважды ограбили, возникла реальная угроза нападения на них самих.

«Для нас с Полиной творческое сотрудничество с Советским Союзом в тот уникальный момент истории было самым эмоционально богатым и духовно насыщенным в жизни. С большой грустью нам пришлось бросить наших друзей и проекты в СССР, после того как начались постоянные преследования мафии в Москве. Мы стали жертвами атмосферы анархии и криминала начала 90-х», – написал мне Поль.

В СССР Поль и Полина потеряли не только иллюзии, но и все сбережения. По иронии судьбы в одном из своих фильмов Поль рассуждал об опасности необузданной наживы для общества…

Ольга, Поль и Полина: Сиэтл и Торонто

По возвращении из России супруги отправились в Сиэтл, чтобы показать Ольгины балеты на PBS (Public Broadcasting Service) – что-то вроде общественного телевидения Америки. Они планировали организовать гастроли Театра камерного танца и других коллективов по США. Продюсеры долго изучали кассеты, но в итоге ответили отказом: они решили, что балеты слишком авангардны, а это нетипично для России. Ольга намного опередила свое время. К сожалению, контакт с ней был утерян, и до выхода электронного издания книги никто из нас не знал, куда пропали Поль и Полина.

Как оказалось, они все это время жили недалеко от Торонто и участвовали в новых интересных проектах…

Полина: Куба, Чехия и Канада

История Полины достойна отдельного рассказа: она была первой женщиной, которой удался дерзкий побег из-за железного занавеса с маленькими детьми. В мае 1971-го она сбежала в Канаду с Кубы с двумя детьми, о чем рассказала в своей книге «Море по колено», изданной на английском языке в Канаде.

Переехав на Кубу с первым мужем, кубинцем, Полина оказалась в сложной ситуации. В 1969 году в режиме чрезвычайной секретности советские инженеры строили там базу для ядерных подводных лодок, и им не хватало специалистов, хорошо знавших испанский язык. Испаноговорящую Полину, инженера по образованию, пригласили на работу. Но случилось непредвиденное: у переводчицы, молодой привлекательной женщины, возник конфликт с одним из начальников объекта, домогательства которого она отвергла. В отместку он написал на нее донос. Дело дошло до того, что Полине грозил арест, и она решилась на побег за границу. Муж-коммунист отказался бежать с ней в капстрану…

Несгибаемый дух и изобретательность этой женщины вызывают восхищение. Сегодня трудно представить ту атмосферу страха, когда КГБ следило за каждым советским гражданином за рубежом и сбежать было практически невозможно. Полина придумала рискованный план. Возвращаясь с детьми из Москвы на Кубу, она «по ошибке» вместо самолета «Аэрофлота», летевшего в Гавану, села на самолет в Прагу. В Праге ей удалось взять билет на самолет, следовавший на Кубу через Канаду, город Гэндер.

Полина научила 5-летнего сынишку «игре»: он убегает от нее по коридору, она следует за ним со вторым малышом на руках и кричит «стой!», но он все равно должен бежать, пока они не добегут до канадского пограничника и не попросят политического убежища. За ней лениво трусил чешский агент КГБ, но он поздно понял суть этой «игры»: в последний момент канадец пропустил Полину с детьми, но захлопнул дверь перед агентом.

Был страшный скандал, самолет надолго задержали, приехал представитель советского посольства, но канадцы Полину не выдали. Лишь после перестройки она решилась вернуться на родину в надежде, что страна изменилась. И мы благодарны ей и Полю, что, несмотря на все проблемы, они сохранили для нас драгоценные балеты Ольги Бавдилович.

Настоящее искусство не умирает – оно воплощается в новых формах.

Справка «В»

Ольга Бавдилович родилась в 1951 году во Владивостоке. В 23 года окончила Ленинградский институт культуры имени Крупской. С 1976-го по 1990-й преподавала сценическое движение и танец в Дальневосточном институте искусств, работала балетмейстером в театре имени Горького, театре молодежи и театре кукол. В 1990 году создала Театр камерного танца, который 9 лет участвовал в различных конкурсах и фестивалях в России и за рубежом: в США, во Франции, Германии, Аргентине. Одна из самых знаменитых постановок хореографа на музыку Вячеслава Артемова, сохранившаяся в виде фильма, называется «Танцы пустоты».

В 2000 году Театр камерного танца Ольги Бавдилович перестал существовать.

  

Автор: ​Нонна ЧЕРНЯКОВА