​Запас прочности Владивостока

Город почувствовал вкус развития и движения вперед. А к хорошему привыкаешь быстро

8 июнь 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3947 (83) от 8 июнь 2016
9d7ce46605fa408e8285f95e92ed74c6.jpg

Наблюдая за шокирующими новостями, связанными с Владивостоком и его мэром, невольно задаешься вопросом: так будет ли продолжение всего хорошего, что начато и сделано за последние годы?

Мы все как-то уже привыкли, что в городе порядок и все развивается, строится, движется, растет… Со стороны порой кажется, что вся эта «движуха» происходит сама по себе, а детские сады и новые дороги «падают с неба». При этом есть понимание, что «само» ничего не дается, развитие происходит огромными усилиями многих людей. Сегодня стоит оглянуться назад и посмотреть, как же удивительно изменился Владивосток за последние годы. Хочется надеяться, что программы, проекты и начинания, инициированные Игорем Пушкаревым, будут продолжены.

А таковых – огромное количество. Они дают осязаемые результаты: скверы, детские сады, дороги, памятники, благоустроенные улицы, освещенные дворы и многое другое. Они входят в нашу жизнь уже как-то буднично и привычно. Сегодня открытием детского сада никого не удивишь. Хотя еще в нулевых это стало бы событием десятилетия.

Большое видится и чувствуется только на расстоянии. Изменения не приходят в одночасье – это всегда долгая и кропотливая работа. Есть китайская притча о 90-летнем старце, который решил перенести гору Тай-хан, чтобы жителям его деревни было легче добираться к полям. Над ним смеялись, полагая, что дело неосуществимо. Но мудрый старец мыслил не днями и не годами, а поколениями. Прошло много лет. Последние камни сдвигали с пути его внуки. И вдруг народ, который уже давно привык пользоваться пробитой сквозь скалу тропой, заметил, что гора перенесена, и поразился.

Зеленые уголки

Пройдемся по современному Владивостоку, по созданным объектам, по своеобразным точкам силы, преобразившим город. Сегодня их вид уже настолько устоялся в сознании, что кажется, они были здесь всегда. Начнем свой путь с района 100-летия, со сквера Веры и Надежды – топографической единицы, которая появилась на карте совсем недавно.

Нет такого сквера, который был бы так выстрадан, создан с такой борьбой и такими усилиями. Он появился на улице Овчинникова общими стараниями жителей и администрации города. А ведь территория могла получить совсем иной облик. Борьба за сквер велась больше 20 лет. Когда-то здесь планировали поставить многоквартирный дом. Рабочие, кстати, зашли сюда «без объявления войны» – ночью 31 декабря. Принялись за дело интенсивно, все разрыли, раздолбили. Жильцы соседних домов писали во все инстанции: и в прокуратуру, и депутатам. В ответ – одни обещания.

Строители успели вырыть котлован, вбили бетонные сваи. Только когда ковш экскаватора вскрыл забытое захоронение, стройку приостановили. Начались изматывающие судебные тяжбы. За это время котлован успел заполниться водой, по вечерам пространство заполнял зычный хор лягушек. Жильцы продолжали переписку с надзорными и представительными органами, пока их дети гуляли по побережью грязного озерца, заросшего травой, перепрыгивая с одной сваи, торчащей из воды, на другую со свойственным детству бесстрашием.

А потом приехал Игорь Пушкарев. Обещаний не давал. Сразу сказал, что придется потерпеть. Администрация города включилась в длительный судебный процесс за земельный участок. К счастью, суд завершился благополучно. Несколько лет разбирательств глава Владивостока Игорь Пушкарев был на стороне жителей микрорайона, юристы мэрии по его поручению судились за эту землю, и наконец ее удалось вернуть в городскую собственность. С жителями мэр договорился, что теперь здесь будет зона отдыха.

Сегодня сквер Веры и Надежды – украшение улицы Овчинникова и всего района 100-летия. Посреди сквера расположена символическая свеча памяти, выполненная из мрамора и посвященная репрессированным гражданам.

И таких историй – десятки. Совсем рядом со сквером Веры и Надежды, в Моргородке, находится сквер Катюши, где установлен памятник героине известной советской песни. Какой территория была до появления сквера – лучше не вспоминать.

Сквер на улице Борисенко, расположенный между остановками «Школьная» и «Спортивная», появился тоже с нуля, на пустом месте, даже хуже того – на болоте. Мало кто тогда мог представить себе, что новый объект не только впишется в районный ландшафт, но и станет неотъемлемой частью жизни и отдыха горожан, как будто всегда тут был. В 2011 году администрация города зарегистрировала этот участок земли в муниципальную собственность, а затем по заданию главы Владивостока Игоря Пушкарева был разработан проект строительства с учетом пожеланий горожан. И уже в 2013-м сквер открыли.

Благоустройство города, может быть, впервые за всю современную историю от генеральных улиц двинулось в районы и дворы. На Эгершельде появился сквер Анны Щетининой, у гостиницы «Владивосток» – Чеховский сквер. И далее: сквер Городов-побратимов, сквер Почетных граждан, сквер Острякова на Первой Речке… Более 20 скверов и набережных было построено и реконструировано за последние годы.

Новые трассы

Раз уж мы на улице Овчинникова, то заметим, что она застроена кирпичными хрущевками, возраст которых уже разменял шестой десяток. А дорога к ним – хорошая, асфальтированная – появилась здесь только в начале 2010-х.

Впервые за долгие годы во Владивостоке проведен массовый и комплексный ремонт придомовых территорий. В 2013 году капитально реконструировано более 70 участков. В 2014-м проведен капремонт десятков городских пешеходных зон. В 2015-м отремонтировано порядка 50 улиц, пешеходных зон и проездов к жилым домам. Работы продолжаются и в 2016 году.

Да и новое строительство не отстает. В 2010-м расширена с двух до четырех полос дорога на улице Выселковой, в 2013-м построена объездная дорога в районе Второй Речки по ул. Шуйской. Сделана в асфальте трасса до Токаревского маяка. В прошлом году введены в строй объекты, существенно разгрузившие улично-дорожную сеть: дороги Снеговая – бухта Горностай, дорога на Котельникова, объездная «Варяг» – «Заря», проходящая через лесной массив, основная часть большого транспортного узла и дороги-дублера Тухачевского – Днепровская – Вострецова. Причем новое дорожное строительство велось впервые за долгие годы.

В детсад без очередей

Впервые (как часто приходится употреблять это слово!) за десятилетия во Владивостоке решена проблема нехватки детских садов. До 2008 года, за 15 предыдущих лет, в городе не было построено ни одного детсада. При этом около 200 зданий, где они размещались, было продано или сдано в долгосрочную аренду.

За примерами далеко ходить не надо. Достаточно попасть в район Чуркина. Здесь, на улице Терешковой, 5а, расположился современный трехэтажный детский сад на 240 малышей. Много лет назад на этом месте находился ведомственный детсад-ясли завода «Стройдеталь», но в 90-х учреждение было закрыто, здание со временем обветшало, а прилегающая территория превратилась в свалку мусора. По распоряжению главы города Игоря Пушкарева объект был оформлен в муниципальную собственность, разработана проектно-сметная документация реконструкции в соответствии с самыми современными нормами, в бюджете предусмотрены необходимые средства по программе «Развитие сети дошкольных образовательных учреждений», после чего и начались масштабные строительные работы.

Если бы это был один пример, когда объект приходится восстанавливать практически из ничего, изымать его из скудного наследия 90-х, да и нулевых годов. Похожие истории у детсада «Матрешка» (ул. Ковальчука, 26), у «Аленького цветочка» (ул. Русская, 85), у сада на ул. Магнитогорской, 6 и многих других. Детсад на улице Нейбута, 47б раньше был просто заброшенным недостроем, к которому примкнула частная парковка. В бывшем саду на улице Пихтовой, 33в заседало Общество сознания Кришны. Сколько похожих историй? Однако все они имеют счастливые завершения.

С 2009 года во Владивостоке построено и реконструировано 23 детских сада. И каждый объект давался если не с боем, то с максимальным напряжением. В настоящее время идет строительство еще одного дошкольного учреждения на 300 воспитанников. Наконец-то достигнут важный показатель: все дети с трехлетнего возраста обеспечены путевками в детские сады, а в дошкольных учреждениях Владивостока стали создавать группы для детей с полутора лет.

Открытый берег

Сейчас уже невозможно представить Владивосток без набережной Цесаревича или Университетской набережной. Они прочно вошли в обойму мест отдыха и маршруты выходного дня горожан. Наравне с набережной Спортивной гавани, которая когда-то была чуть ли не единственным в городе представителем своего «жанра». И если и манила посетителей, то уж точно не благоустроенным видом. Люди приходили сюда посмотреть на море, потому что смотреть здесь больше было не на что.

Сегодня все набережные Владивостока выглядят ухоженно. За ними постоянно следят городские службы. По распоряжению главы города возобновлена работа фонтанов, которые продолжительное время молчали. Появились стационарные сцены и площадки, амфитеатр напротив кинотеатра «Океан», сцена в парке Победы, на которых часто проводятся мероприятия разного уровня. Город дышит полной грудью, живет ярко, культурно, спортивно.

В 2015 году стартовал проект «Берег здоровья», сдана первая очередь прогулочной тропы – от Спортивной Гавани до стадиона МГУ имени Невельского. В перспективе непрерывная прогулочная тропа протянется от маяка на Токаревской кошке до Второй Речки.

В рамках муниципальной целевой программы «Спортивный Владивосток» построены и сданы в эксплуатацию 27 современных пришкольных стадионов и комплексных спортивных площадок. Ежегодно зимой заливается более 70 хоккейных коробок. В 2016 году в шестой раз прошел общегородской турнир по хоккею среди дворовых команд на кубок главы Владивостока. А несколько городских мероприятий уже успело перейти на региональный уровень, например турнир по баскетболу Pacific Open.

Памятник рукотворный

Если зайти в Театральный сквер, то пройти мимо памятника Владимиру Высоцкому вряд ли удастся. Этот единственный в мире «поющий» памятник всенародно любимому музыканту сразу привлекает к себе внимание. Объект стал точкой притяжения всех почитателей творчества Владимира Высоцкого, всех его единомышленников. Инициатором установки памятника и главным спонсором стал глава Владивостока Игорь Пушкарев.

С 2012 года за счет бюджетных средств и частных инвестиций во Владивостоке установлено семь новых памятников и скульптур. Среди них – памятник первому генерал-губернатору Приамурского края Николаю Николаевичу Муравьеву-Амурскому, который установлен на месте его захоронения. В числе полюбившихся горожанам новых скульптур – памятники уроженцу Владивостока знаменитому киноактеру, удостоенному премии «Оскар», Юлу Бриннеру, американке Элеоноре Прей, скульптура моряку дальнего плавания на Океанском проспекте и многие другие.

Дополнительный комфорт

Сегодня положено начало многим делам, о которых раньше в силу разных причин городские власти просто не задумывались. Если переместиться в поселок Трудовое, то местную улицу Порт-Артурскую пора переименовывать в улицу Строителей. Здесь активно ведется строительство домов для переселенцев из ветхого и аварийного жилья. Первые в истории современного Владивостока переселенцы получили заветные ключи в 2014 году. Тогда были сданы в строй три жилых дома на 84 квартиры. В 2015-м

сдан дом, в который переехали 42 семьи. И сегодня ведется строительство еще одного МКД на 43 квартиры.

Стартовало строительство жилья для малоимущих граждан, состоящих в очереди на улучшение жилищных условий: в 2013 году сдан в строй дом на 55 квартир. Готов проект и получено положительное заключение госэкспертизы на строительство жилого дома на 120 квартир. Опять же в истории современного Владивостока это происходит впервые.

С 2014 года в городе реализуется программа «Доступная среда», в рамках которой создаются парковочные места для специализированного транспорта инвалидов, прокладывается тактильная плитка, устанавливаются речевые информаторы на светофоры. Также адаптируются административные здания, что позволяет инвалидам беспрепятственно пользоваться муниципальными услугами. К слову, в городе при реконструкции дорог и тротуаров уже давно в местах наземных пешеходных переходов укладывают пониженный бордюр – для удобства людей с ограниченными возможностями.

Почему это стало возможно только сейчас и почему ранее о таких вещах не задумывались? Потому что был другой уровень проблем: свет, вода, тепло, транспорт. Когда страдает жизнеобеспечение города, не до комфорта.

Город и техника

Сейчас в жизнеобеспечении Владивостока наведен порядок. Возрожден уничтоженный 15 лет назад муниципальный автобусный парк. Сегодня на маршрутах города работают 157 муниципальных автобусов выпуска 2011-2013 годов. Это 52 немецких MANа (вместимость каждого – до 120 пассажиров), 100 «Фольксвагенов» средней вместимости и пять больших корейских DAEWOO. Тем самым администрация города создала рычаг воздействия на частных перевозчиков. Горожанам дали возможность пользоваться качественным транспортом, которой стал эталоном для частников. В результате если в 2008 году средний возраст пассажирских автобусов во Владивостоке составлял 15 лет, то сегодня 80 %, включая машины коммерческих перевозчиков, сошли с заводских конвейеров в 2010–2014 годах, и обновление автобусного парка продолжается.

Да, не все в городе идеально – работы впереди много, да и средств в муниципальном бюджете не хватает. Например, зимой очистка дорог идет не так быстро, как хотелось бы, и, скажем, за сутки освободить большой город от снежных сугробов не получается. Техника сначала очищает самые оживленные трассы, оставляя межквартальные проезды на вторую очередь. Почему? Да потому что снегоуборочных машин недостаточно. Сегодня их около 200 единиц, а необходимо по нормативу – 600. Но все познается в сравнении.

Вспомните: в 2008 году парк коммунальной и дорожной техники города составлял всего 30 единиц. А очистка межквартальных проездов (а иногда и основных дорог) вообще не осуществлялась.

К слову, муниципальное предприятие в начале 2000-х было просто уничтожено. Пришлось возрождать его с нуля. При этом муниципальная техника позволяет производить все работы дешевле, так как не нужно платить подрядчикам, закладывающим в расценки собственную прибыль. Да и контролировать своих эффективнее.

Еще одна причина, почему снегоуборочная техника «не ловит выпадающий снег на лету», как хотелось бы некоторым мечтателям. Содержать огромный парк зимней техники вместе со штатом персонала круглогодично – дорогое удовольствие. Приходится остановиться на оптимальном количестве. Бюджет Владивостока небезграничен, и чтобы в каждом направлении – социалка, благоустройство, дороги, новое строительство – было движение вперед, необходимо его сбалансировать. Кстати, Владивосток, наверное, один из немногих муниципалитетов, где в этом году сформирован бездефицитный бюджет. В непростые экономические времена это залог стабильности городского хозяйства.

Да будет свет!

Тем более в условиях, когда городская инфраструктура выведена на высокий уровень организации и качества работы. Взять уличное освещение: в 2008 году во Владивостоке зажигалось менее трех тысяч фонарей. Сегодня – более 46 тысяч.

Электрическое хозяйство краевого центра переступило через важную черту – пройден порог «достаточности». По поручению главы города Игоря Пушкарева силами МУПВ «Владивостокское предприятие электрических сетей» должное освещение появилось во всех микрорайонах города, подсвечены все жилые массивы. Наконец-то свет двинулся в районы. Фонари появились на самых отдаленных улицах, межквартальных дорогах, вблизи всех школ и детских садов, больниц и поликлиник, на пешеходных переходах и придомовых территориях. Запущен ветрогенератор на острове Рейнеке, который способствовал не только бесперебойному электроснабжению островитян (раньше энергия подавалась в дома по определенным часам), но и появлению здесь уличных светильников.

Массовый «заказ на свет» удалось выполнить, и теперь специалисты ВПЭС перешли к активному использованию художественной стороны освещения в скверах, парках, на набережных. С 2011 года используется архитектурная подсветка зданий и сооружений. Тысячи светильников установлены на общественных и жилых зданиях. Сотнями стробоскопов сияет телевышка на сопке Орлиной. Контурная подсветка появилась на памятниках истории и обычных многоэтажках, что создает особый образ вечернего города. На сегодняшний день она установлена на более чем 110 зданиях. Как же красив, оказывается, ночной Владивосток!

Особая гордость – система автоматизации уличного освещения. Это уникальный проект. С его помощью диспетчеры могут видеть, как работает практически все электрическое хозяйство города – фонари, пункты питания и т.д. – в режиме реального времени.

Все вышеперечисленное – это лишь часть изменений, произошедших в приморской столице за последние восемь лет. Можно продолжать очень долго: создание муниципальных МФЦ, модернизация библиотечной системы, организация Молодежного ресурсного центра, поддержка молодежных инициатив и акций, муниципальные программы капитального ремонта, замена более 480 лифтов и многое, многое другое.

Объем реальных дел, которые были осуществлены во Владивостоке за последние восемь лет, поднял приморскую столицу на качественно новый уровень, изменив и мировоззрение горожан. Главное – повысилось их самоуважение. Они стали намного более требовательны и взыскательны к работе городской власти. И вместе с тем предприимчивее, активнее, смелее.

          

Автор: Сергей ПЕТРАЧКОВ