В далекий край со своей коровой
«В нашей семье сохранилось немало интересных снимков, связанных с работой «Доброфлота» и освоением дальневосточной окраины России. Хочу поделиться с читателями «В» этими свидетельствами истории.
Наш край недаром зовется дальним, потому что добраться до него из западной, да и из центральной части России в конце XIX и даже в начале XX века было весьма проблематично. Вплоть до 1903 года, когда был построен Великий Сибирский путь – железная дорога, соединившая Санкт-Петербург с Владивостоком, сообщение с нашим городом было возможно лишь по морю. Интенсивно развивавшийся край требовал рабочих рук, строительных и других материалов. Именно тогда, в 1878 году, на частные пожертвования был создан Патриотический добровольный народный флот, позднее сокращенный до «Доброфлота». Уже в 1880 году во Владивостоке начало свою деятельность управление делами «Доброфлота» на Дальнем Востоке, суда которого действовали на многих морских линиях мира.
Мой отец, Александр Герасимович Пудовкин, работал штурманом и капитаном «Доброфлота» как раз в то время. Более 50 процентов переселенцев с Украины, из Белоруссии и других уголков Российской империи прибывали на Дальний Восток морским путем. Только за период с 1883-го по 1901 год сюда переселилось 55208 человек. Безусловно, собираясь навсегда в далекие края, люди перевозили не только скарб, а иногда и домашних животных. С этой целью в верхних помещениях судовых трюмов, называвшихся твиндеками, для переселенцев строили двухэтажные нары и сходни для спуска в твиндеки. Условия, конечно, были спартанскими, но зато желающие продолжить жизнь на новых землях России, которые они получали практически бесплатно, через пару месяцев оказывались на месте.
Переселенцам здесь предоставлялись льготы, в том числе свободный выбор места заселения. Им было разрешено самим называть образованные поселения (по месту, откуда сами прибыли, или по имени близких родственников). Так появились в Приморье поселки Ольга, Раздольное, Пермское, Никольское, Шкотово, Астраханка …
На время рейса на пароходах были организованы банные дни, стирка белья, медицинские осмотры, питание. А однажды отцу пришлось перевозить на судне цирковых артистов и их животных…
Пассажирские перевозки по приморским линиям были более упрощенными, появился так называемый 4-й класс, а попросту – палубные пассажиры, которые располагались на трюмных люках вместе со своим скарбом. Питались они своими запасами, благо эти рейсы были более короткими.
Чтобы показать, насколько широко и грамотно была организована работа «Доброфлота», я посылаю также расписание рейсов его судов в 1920–1923 годах.
С уважением Юрий ПУДОВКИН, капитан дальнего плавания, почетный работник морского флота»