Быстрее. Выше. Холоднее
На Дальнем Востоке набирают популярность необычные виды спорта
Времена, когда спортивные интересы наших граждан ограничивались футболом летом, хоккеем зимой и утренним бегом в любое время года, прошли безвозвратно. Сегодня выбор настолько велик, что свое может найти каждый независимо от интересов и от погоды на улице.
7 мая дальневосточная команда роупджамперов из Владивостока, Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре намерена устроить прыжки с высоты 210 метров. В качестве «снаряда» выбрана бывшая радиолокационная мачта близ Комсомольска.
Основатель команды Алексей Пыхов говорит, что этот «срыв» станет рекордом Дальнего Востока, а возможно, и всей Азии. Оговариваясь при этом: «Исключая мосты». Они в жизни Алексея и его команды встречались и выше.
– В 2015 году я организовал прыжки с самого большого в мире объекта такого класса – расположенного в китайской провинции Хубэй моста высотой 496 метров. Тогда мы поставили мировой рекорд, но останавливаться на этом не намерены. Сейчас ведем переговоры с китайскими властями относительно прыжка с другого моста высотой 565 метров, – рассказывает он.
Строго говоря, роупджампинг – это не спорт, а, по выражению Алексея Пыхова, «вид экстремальной активности», который не входит и вряд ли в ближайшее время войдет в реестр видов спорта. Тем не менее поклонников у него становится все больше. По статистике, которую ведет Алексей, с 2011 года в Хабаровске, Владивостоке и Комсомольске-на-Амуре сделано больше 17 тысяч прыжков. А по всему Дальнему Востоку, а также в Таиланде и Китае роупджамеры «освоили» более 50 различных объектов.
Часто к «профессиональным» прыгунам присоединяются любители.
– Ограничение есть по возрасту. Человеку должно исполниться 18 лет, так он должен отдавать себе отчет, на что идет. Те, кто моложе, могут прыгнуть в присутствии родителей или опекунов. Самым юным был 8-летний парнишка, который пришел с матерью и отцом. Самой пожилой участнице – за 60, но уточнять точную дату рождения у женщины мы не стали. Чаще всего за новыми острыми ощущениями приходит молодежь в возрасте от 19 до 25 лет, – продолжает Алексей.
Несмотря на то что основателем роупджампинга стал американский скалолаз Дэн Осман, больше всего последователей у него появилось в России, где много «постиндустриальных» объектов, например, заброшенных или недостроенных высотных зданий.
P.S. От редакции хотелось бы задать почти риторический вопрос: стоит ли порция адреналина такого риска?
Встань и греби
– Представьте: утро, вы на берегу моря, над водой поднимается туман, и вдруг из дымки появляется несколько фигур. В первую минуту я испугалась, в голову полезли какие-то мистические мысли о людях, которые могут ходить по воде, как по суше. Но потом заметила, что все они стоят на досках, – рассказывает жительница Владивостока Татьяна, сегодня сама ставшая поклонницей прогулок по воде.
Sup-серфинг – еще одно набирающее популярность увлечение. Sup происходит от английского stand up paddle, что буквально переводится «стоя с веслом». Активно заниматься во Владивостоке им начали около трех лет назад, сейчас sup-серфингом по гладкой воде здесь увлекается около 500 человек. Любители прогулок на воде есть и в других регионах Дальнего Востока, но в приморской столице их больше всего, отметила инструктор Ольга Киселева.
Для того чтобы заниматься sup-серфингом, не требуются железные мышцы и натренированный вестибулярный аппарат. Кататься на доске можно с минимальным уровнем физической подготовки. Единственное ограничение – по весу, доска для сапа выдерживает до 120 кг.
– Плюс к тому, что это все-таки тренировка, во время которой прорабатываются мелкие мышцы, обеспечивающие нашему телу баланс, во время прогулки можно разглядывать рыбок в воде или любоваться видами природы. Кстати, во Владивостоке для прогулок подходят красивейшие бухты Русского острова, – добавляет Ольга.
Модное направление sup-серфинга – sup-йога. Группа людей с инструктором или без него на досках отплывает от берега и, найдя максимально спокойную воду, выполняет асаны.
Для тех, у кого неспешные прогулки и поза лотоса вызывают зевоту, придуманы соревнования на скорость. Каждое лето они проводятся в Приморье.
Под толщей льда
А вот зимой в Приморье можно поучаствовать в других необычных соревнованиях. Взять хотя бы исключительно владивостокское изобретение – подледное ориентирование. Эта дисциплина – производное дайвинга, родившаяся как продолжение подводного ориентирования, объясняет директор дайв-клуба, региональный директор NDL (Национальная дайв-лига) Евгений Полухин, замечая, что идея «трансформации» родилась в 2014 году у военных.
– Тогда они пригласили гражданских – представителей дайв-клубов. Условия были ими поставлены очень жесткие: на каждого аквалангиста требовалось несколько человек, обеспечивающих безопасность. Мы участия не приняли, но стали развивать направление. В наших соревнованиях могут участвовать все желающие, прошедшие соответственное обучение, это погружение не опаснее обычного дайвинга, – рассказывает Евгений.
Во льду (в этом году он был около 60 см толщиной) бурят несколько майн (прорубей), в каждую из которых опускают веревку с прикрепленным сверху буйком. Дайвер по компасу определяет расстояние и направление. Проплывая под майной, он дергает веревку, буек падает, таким образом, жюри видит, где находится участник.
– Подледный дайвинг не был популярен вообще. Если кто-то один из всего клуба делал одно погружение за зиму, то это хорошо. Благодаря соревнованиям это занятие быстро обрело поклонников, – продолжает Полухин.
В этом году соревнования стали международными – во Владивосток приехала команда из Южной Кореи. Всего за звание лучшего и ценный приз боролись 22 участника.
Кругом вода
Если зима – время для экстремальных погружений, то нырять в приморских акваториях летом, как говорится, сам бог велел.
– Подводный мир Японского моря выигрывает по сравнению с Белым или Черным морем. Главная наша достопримечательность – осьминог Дофлейна. К сожалению, он стал объектом браконьерского промысла, но иногда еще можно встретить трехметровых особей. Можно нырять с тюленями ларга, которые не боятся подходить на расстояние вытянутой руки. Встречается очень необычная рыба – мохоголовая собака, – рассказывает Евгений Полухин.
Колеса крутятся
Еще одна местная фишка – гонки на велосипедах по льду. В этом году «Тур де Папенберг» прошел во Владивостоке в третий раз.
– Зимой во Владивостоке, окруженном морем, появляются новые места для катания, новое пространство, которого летом нет, – огромные ледовые поля. Доехать можно туда, куда в теплое время года доступа нет. Снежные зимы бывают редко, и лед, как правило, гладкий, без снежного наката. Чувствуешь себя, как казак на коне в бескрайней степи, – рассказывает о том, как пришла идея, организатор гонок – житель острова Русского геолог Денис Ясинков.
К слову, островок Папенберга, в бухте Новик ставший местом старта и символом гонки, как раз из таких мест – попасть туда летом можно вплавь или на лодке. Появлению необычного увлечения и соревнований помог, как ни странно, появившийся мост на Русский. Вместе с его открытием были отменены паромы, которые перестали взламывать лед в бухте Новик.
В первый раз в гонке участвовало 50 человек, во второй – 118, а в третий – 84.
– На этот раз нам не повезло с погодой, – замечает Денис. – Накануне выпал снег, дул штормовой ветер. Так что многие передумали выходить на трассу. Дистанция, которую планировалось проехать за час, люди преодолевали за 2–2,5 часа. Двое из участников так и не финишировали своим ходом. На место их доставили спасатели с помощью судов на воздушной подушке.
С каждым годом в Приморье становится все больше любителей зимней езды на велосипедах, а гонка становится все более известной. В следующем году организаторы намерены пригласить единомышленников из КНР.
Справка «В»
Снаряжение может обойтись в сотни тысяч рублей, но покупать его для одного-двух прыжков не стоит – его предоставят организаторы.
Цена сап-бордов (весло и насос идут в комплекте) начинается от 20 тысяч рублей за бюджетную модель, доски хорошего качества и более продвинутых моделей могут стоить 40–45 тысяч и выше. Выбирая оборудование, инструкторы советуют обратить внимание на материал, из которого сделана доска. Он должен быть прочным, чтобы не порвался об острые камни или стекло.
Необходимое снаряжение, в том числе сухой гидрокостюм и зимняя дыхательная фурнитура, в зависимости от производителя обойдутся в сумму от 120 тысяч рублей. Кроме того, нужно пройти обучение.
Велосипед, функций которого достаточно для начального уровня катания, стоит 25–30 тысяч. Более продвинутые модели могут обойтись в 50–100 тысяч. Комплект зимних покрышек обойдется в 8–10 тысяч рублей. Чтобы не обморозить руки и лицо, бывалые советуют приобрести предметы экипировки горнолыжников.
Автор: Евгений СИДОРОВ