Всенародный Рыбачук

Во Владивостоке в залах Приморского союза художников открылась выставка, посвященная памяти народного художника России Ивана Рыбачука.

12 май 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3932 (68) от 12 май 2016

Его имя широко известно в России и за ее пределами. Одна из его ранних работ «Сын Чукотки» экспонировалась на выставке советского искусства в Брюсселе в 1957 году.

С именем Ивана Рыбачука связана тема освоения Севера и Дальнего Востока в отечественном искусстве. Иван Васильевич много времени проводил в творческих поездках по этим регионам, привозил сотни этюдов, которые ложились в основу законченных произведений, в них отражены природа Дальнего Востока и Севера и судьбы проживающих здесь людей. Образы представителей морских профессий, пограничников, строителей БАМа, творческой интеллигенции воплотились в большом количестве портретов – именно в этом жанре талант художника проявился ярче всего. Его картины показывают, что же это за тип характера, тип человека – дальневосточник.

Собравшиеся на открытие выставки вспоминали и об активной жизненной позиции Ивана Васильевича, страсти к работе, о том, какой веселый, жизнерадостный был у него нрав, как умел дружить, любить, шутить…

Несколько лет назад известный приморский художник Юлий Рачев поделился своими воспоминаниями о совместной работе с Иваном Васильевичем.

– Мы раза два вместе ходили в творческие командировки в море, – рассказывал художник. – Самое главное в его характере – трудолюбие. У него нет ни одной работы, высосанной из пальца. Он писал и знаменитых, и много простых людей. К каждой картине делал этюды – их тысячи! Что бы ни случилось, на первом месте у него работа…

Однажды Иван Рыбачук сказал: «Если посетителям выставок запали в душу некоторые мои работы, если хоть немного сумел передать красоту нашего края, то считаю себя самым счастливым человеком».

Последние годы жизни Ивана Васильевича показали, что значит настоящий мужской характер, воля и любовь к жизни. Каждый день он сражался за возможность работать, держать кисть в руках. Чтобы подняться на 2-й этаж, в мастерскую, он руками опирался о стену, но шел – к мольберту, к творчеству. Когда выходить из дома уже не мог, писал на лоджии – создал восемь потрясающих пейзажей… За месяц до смерти его видели за этюдником, с кистью в руках у палитры. Последняя картина, которую он начал, громадная; по широте, размаху соответствует душе его и характеру. Иван Рыбачук назвал ее «Танец весны»…

Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ