Мошенники представляются адвокатами и банкирами

В стране отмечается рост обращений и жалоб граждан, пострадавших от мошеннических схем, в которых незаконно используется имя Банка России. Жертвами аферистов зачастую становятся социально незащищенные слои населения – пенсионеры.

12 май 2016 Электронная версия газеты "Владивосток" №3932 (68) от 12 май 2016

К сожалению, от действий злоумышленников уже пострадали и жители Приморского края, сообщили в отделе по связям с общественностью Дальневосточного главка Банка России.

Мошеннических схем много, но специалисты выделили несколько основных. Они довольно примитивны, но излишне доверчивые граждане все же ведутся на уловки аферистов.

1. Мошенники по телефону или через SMS-сообщения, представляясь сотрудниками Банка России, предлагают получить денежную компенсацию за ранее приобретенные товары или оказанные услуги, предварительно оплатив «налог», «госпошлину» или «страховой сертификат». Деньги, как правило, надлежит переводить на счет некоего физического лица. Для убедительности злоумышленники упоминают в разговоре адрес Банка России (Москва, ул. Неглинная, 12), указанный на официальном сайте.

2. Позвонивший по телефону мошенник может представиться адвокатом и даже назвать фамилию из официального списка коллегии адвокатов города или края. И тоже предлагает получить компенсацию за что-нибудь. Потенциальным жертвам могут для убедительности направить даже якобы копии паспорта, служебного удостоверения, судебного решения, исполнительного листа и других документов. Однако на самом деле эти документы являются сфальсифицированными.

Преступники пытаются под любым предлогом добиться перечисления им денежных средств. А если гражданин перечислил деньги, ему могут поступать повторные требования оплат по так называемым дополнительным основаниям.

3. Получила распространение преступная схема, когда человеку по телефону предлагают вложить деньги на «высокодоходный накопительный сертификат в Центральном банке России». При этом их необходимо перевести на счет некоего вымышленного «финансового представителя Банка России». Но связаться с этим «представителем» после перевода, естественно, уже не удается.

4. Еще один вариант мошенничества – рассылка SMS-сообщений или звонки гражданам с информацией о том, что их банковские карты якобы заблокированы. При этом в SMS в строке «Отправитель» отражается номер телефона или текст, который должен указывать на принадлежность к Банку России. Например, может использоваться слово Сentrobank либо другие слова и словосочетания, которые ассоциируются с Центральным банком. Если получатель сообщения перезванивает по указанному номеру, мошенники, представляясь работниками Банка России, пытаются выяснить у него данные карты, включая PIN-код, либо стараются побудить адресата предпринять некоторые действия с использованием банкомата для вымышленной разблокировки карты.

5. Гражданам обещают выплаты денежных выигрышей, якобы начисленных организациями и фирмами, которые торгуют товарами народного потребления по каталогам. В рекламных буклетах и каталогах подобных фирм указаны названия несуществующих кредитных организаций-партнеров, созвучные с наименованием Банка России (ОАО «ЦБ», ОАО «БР», «Банк Российский», ЦБР и прочее).

Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо помнить: Центральный банк России не работает с физическими лицами. Организация не занимается начислением и выплатой разного рода компенсаций, денежных выигрышей, приемом денежных средств, блокировкой банковских карт и иными операциями с населением. Кроме того, Банк России не рассылает SMS-сообщения и не выплачивает денежные средства, включая компенсации.

Чтобы оградить себя от финансовых потерь, Банк России рекомендует:

– прежде чем принять любое решение, связанное с расходами по предложениям от незнакомцев, посоветоваться с близкими и родственниками;

– перепроверяйте любую информацию, поступившую от неизвестных людей. Если они выступают от имени учреждения (Банка России, министерства финансов, прокуратуры, коллегии адвокатов и т.п.), предварительно позвоните в эту организацию по ее официальным телефонам;

– при получении SMS-сообщения о блокировке банковской карты немедленно свяжитесь с контактным центром коммерческого банка, выпустившего вашу карту. Причем сделайте это по телефонам, указанным на карте, а не в SMS-сообщении. Никому не сообщайте PIN-код карты, даже сотрудникам банка. 

Автор: Евгений СИДОРОВ