Грустный праздник хорошего театра
В канун юбилея актеры и режиссеры мечтают о новых инженерных сетях и поворотном круге
70 лет со дня основания отмечает в этом году Приморский краевой театр молодежи. Основные торжества по этому поводу намечены на осень, но труппу тревожит не то, сколько похвальных грамот от департамента культуры края получит коллектив на торжественном вечере, а то, поможет ли сам юбилей хоть ненамного изменить к лучшему пока что весьма печальную ситуацию в театре…
Сначала о хорошем. Не так давно была вручена краевая театральная премия имени народного артиста России Андрея Присяжнюка. Театр молодежи победил аж в четырех номинациях! Награды получили режиссер Лидия Василенко за великолепный спектакль «Капитанская дочка», который был признан событием сезона, приз за лучшую женскую роль получила Ирина Тарасюк, за лучшую мужскую – Александр Волосянко.
Актуальный Лермонтов
На пресс-конференции ведущие актеры театра – Галина Копылова и Александр Волосянко, директор театра Адисон Салахутдинов и главный режиссер Юрий Гончаров рассказали, как коллектив намерен (подчеркнем это слово, потому что большинство планов участники пресс-конференции предваряли словами «хотелось бы» и «если получится») в ближайшее время порадовать зрителя.
– У нас уже состоялась премьера спектакля «Сверчок за очагом», – отметил Юрий Гончаров, – причем на новой малой сцене, которую мы и открыли этим спектаклем, очень рады, что нам это удалось. Готовится к выпуску «Волшебник Изумрудного города» – по оригинальному произведению Фрэнка Баума, над которым с огромной самоотдачей работает Лидия Василенко. В перспективе намерены выпустить на малой сцене спектакль по пьесе Мрожека «Эмигранты». Но самое главное, что касается планов на постановку спектаклей: в июне приглашенный из Иркутска режиссер Александр Лобыгин поставит на сцене спектакль по роману «Герой нашего времени». Это будет классическая во всех смыслах постановка.
– Обещаю вам, что Печорина в джинсах вы не увидите. Я уже общаюсь с костюмерами, сценографом, – рассказал Александр Лобыгин, – и мы вместе хотим сделать действительно масштабный спектакль. Лермонтова не нужно осовременивать никоим образом, он актуален всегда и как никогда созвучен нашему времени, в котором – или я не прав? – постоянно ищут героя. Героя нашего времени. Считаю, что спектакль обязательно найдет своего зрителя.
Рассказав о грядущих постановках, Юрий Гончаров перешел к робким планам театра касательно юбилейных мероприятий.
– Мы бы хотели в этом сезоне, то есть до осени, провести небольшой фестиваль друзей театра, – озвучил намерения Юрий Гончаров. – Пригласить театр «Коноситаями» из Японии, «Белый театр» из Хабаровска… Японцы уже готовы приехать, осталось только, чтобы были выделены деньги на это… Конечно, нам бы хотелось сделать фестиваль масштабнее, пригласить друзей и из Кореи, но вряд ли это финансово осуществимо.
Есть у нас большое желание позвать в гости – и мы уже пригласили – молодежную студию МХАТ со спектаклем «Несовременный концерт» в постановке Виктора Рыжакова, знаменитого режиссера и театрального педагога, а главное – нашего земляка.
Еще очень хочется, чтобы театр смог принять участие во Всероссийском молодежном фестивале имени Валерия Золотухина в Барнауле. Как известно, наш спектакль «Тринадцатая звезда» был туда официально приглашен. И если найдутся деньги на поездку, это была бы такая радость, особенно в юбилейный сезон.
Запах сцены отваживает зрителя
Увы, рефрен о нехватке финансов постоянно звучал на пресс-конференции, посвященной, казалось бы, такому радостному событию – юбилею. Театр живет в состоянии перманентной нехватки средств, даже на новые постановки, не говоря уже о таком важнейшем и животрепещущем деле, как капитальный ремонт здания.
Прогулка по «закулисью» театра молодежи может вызвать у неподготовленного человека шок. Там действительно хорошо видно, что здание, строительство которого началось в суровые послевоенные годы, находится в плачевном состоянии. Стоит тяжелый запах плесени, грибка. И это несмотря на то, что пять лет назад здесь было что-то вроде ремонта: заменили стулья в зале, почти отремонтировали крышу (почти – потому что в дождь она все равно течет)… Да что там! И в «закулисье» углубляться не надо…
– В нашем подвале проходят канализационные стоки с улицы Адмирала Фокина, и их очень часто затопляет, забивает, и все фекальные воды идут к нам, – посетовал Адисон Салахутдинов. – Мы прочищаем, заливаем уксусом, но периодически от весьма характерных запахов никуда не деться, и зритель, приходя к нам, морщит нос и удивляется, чем воняет… Знаете, сколько раз нам на сайт приходили просьбы от зрителей разобраться с запахами? Мы можем принимать только паллиативные меры, а нужен серьезный капитальный ремонт, о котором и речи не идет. Меж тем подростки сегодня стали разборчивы, в здание, где такое амбре, они второй раз не пойдут, и я могу их понять.
Проблемы театра молодежи не только в подвале. Много лет режиссеры и сценографы вынуждены проявлять чудеса смекалки и сообразительности, потому что 30 лет в театре на сцене не работает поворотный круг. Починить его своими силами невозможно. Давно устарела и вся техническая начинка сцены. Подъемные механизмы много лет не ремонтировались. Как с грустью говорят актеры театра молодежи, если в Хабаровске ТЮЗ – это дворец, то у нас в Приморье – гнилой сарай.
– Поэтому, – сказал Юрий Гончаров, – выкручиваемся как можем, пытаясь придумать, как без поворотного круга сменить декорации, например. И придумываем, придумываем… Меж тем есть целый ряд пьес, в которых без круга не обойтись, и мы просто проходим мимо них, не можем их поставить… Мы получаем, подчеркну, минимальное финансирование, которого подчас хватает только на выплату зарплаты. Стараемся, постоянно, скажем так, латаем дыры – что-то подкрашиваем, маемся с той же канализацией в подвале, вот смогли сделать малую сцену, правда, сил на установку здесь кондиционера уже не хватило… И так во всем, к сожалению. Хотелось бы верить, что краевой департамент культуры, сама администрация Приморья обратят все же на театр внимание хотя бы в год 70-летия. Мы реалисты и почти не мечтаем о ремонте, но вот на фестиваль, на поездку в Барнаул так бы хотелось, чтобы все же выделили средства. Мы пишем письма губернатору, в департамент, объясняем: того, что мы сами зарабатываем, просто не хватает, ведь на новые постановки давно уже не выделяют денег, хотя государственного плана по количеству спектаклей никто не отменяет, как и необходимости выделения таких средств.
– При этом наш театр уникальный, к нам идут дети от 5 до 14 лет, и мы единственные, имеющие в репертуаре спектакли для таких зрителей, – заметила заслуженная артистка России Галина Копылова. – Наш театр выполняет жизненно важнейшую общественную функцию в процессе формирования здорового общества… Этого невозможно не понимать! И то, как к нам относятся, вызывает только грусть…
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ