Даже усталые матросы не заснули...
Вот что бывает, когда искусство творит чудеса
«Обыкновенное чудо» – удивительная пьеса Евгения Шварца. Те, кто ее читал, наверняка помнят, как много там глубокой философии, юмора, даже достаточно злой сатиры. Есть в ней и минорное настроение, и какая-то легкая мрачность. Но самое главное – в этой пьесе живет непобедимая, прекрасная вера в торжество любви и добра.
Актерам театра ТОФ и режиссеру Станиславу Мальцеву, которые на днях подарили владивостокцам премьеру спектакля «Обыкновенное чудо», удалось, простите за повтор, сотворить настоящее чудо: они не просто сохранили в своей постановке эту самую великую веру, но и сумели передать ее публике…
У театра ТОФ есть свой зритель, свое лицо, есть то, что называется реноме: сюда приходят за спектаклями, которые заставляют думать о главном, чувствовать сильно. «Обыкновенное чудо» – именно такой спектакль. Он держит зрителя каждое мгновение, не дает возможности отвлечься от происходящего на сцене, заставляет переживать (я, например, зная пьесу Шварца едва ли не наизусть, неожиданно для себя самой ближе к финалу вдруг разволновалась: поцелует ли Медведь Принцессу, найдут ли влюбленные дорогу к счастью?). А главное – оставляет удивительное послевкусие, ощущение радости, настроение, которое заставляет задумчиво улыбаться по дороге из театра домой…
В этой постановке удачно сошлось все: подбор актеров, режиссерские решения (среди прочего – великолепный, удивительно точный выбор музыки гениального Альфреда Шнитке), сценография Лады Смирновой и хореография Ольги Радченко. Атмосфера сказки – не детской, лубочной, а умной и светлой, сказки из числа тех самых, которые «ложь, да в ней намек», захватывает зрителя целиком. На сцене не так много декораций, но они функциональны, многогранны, буквально каждый стул знает свое место. Танцы, придуманные для Принцессы и Медведя, Эмилии и Эмиля и других персонажей, органично входят в ткань спектакля, не выглядят чем-то чуждым, не являются «отдельными вставными номерами», а тонко подчеркивают суть происходящего, отношения между героями.
О том, что существует на свете классический фильм Марка Захарова, в котором блистали Александр Абдулов, Евгений Миронов, Олег Янковский, забываешь уже в самом начале первого акта. Ну, право же, не остается времени на сравнения. Да и зачем они, когда каждый актер нашел для своего персонажа особые краски? Вообще, просто удивительно: такое чувство, что пьеса Шварца была написана именно для нынешней труппы театра ТОФ! Ну для Сергея Кашуцкого и Сергея Лисинчука уж точно…
Волшебник и немного сам Евгений Шварц (Сергей Кашуцкий) в начале и в финале шалит, как влюбленный мальчишка, и в то же время он зрелый мужчина, прекрасно понимающий, как много горестей таится в мире. Медведь (Сергей Лисинчук) удивительно гармоничен, в нем нет даже намека на перебор брутальности или романтичности, он как раз такой герой, каким должен быть.
Яркие краски нашли для своих персонажей Денис Фить (Министр-администратор) и Максим Клушин (Король). А ведь именно им, на мой взгляд, досталась самая серьезная работа: избежать каких бы то ни было интонаций Андрея Миронова и Евгения Леонова. Режиссер вернул этих героев на свои места – второстепенные (не о них речь в спектакле), но при этом каждый из них сумел запомниться зрителям.
С иронией, тонким юмором играет Охотника Роман Колотухин, Сергей Гончаров в какой-то момент даже затмевает Волшебника, выходя на первый план в своем желании помочь влюбленным. Кирилл Денисовец (Первый министр) сумел так подчеркнуть некоторые реплики своего героя, что в его исполнении этот персонаж неожиданно превращается чуть ли не в бичевателя общественных язв. У Виталия Карпеченко небольшая роль Ученика охотника, но он сумел не потеряться на фоне других героев.
Прекрасны и женские работы. В первую очередь, разумеется, Татьяны Иванашко – Принцессы. Она так тонко показала, как взрослеет девочка, столкнувшись с трагической первой любовью, как рвется душа сначала влюбленной, затем оскорбленной, а потом все простившей женщины. Наталья Молодчикова в роли Эмилии смогла найти равновесие между трогательным и комичным. Елена Удатова и Елена Чалая (Оринтия и Аманда) раскрываются ближе к финалу, но тоже остаются в памяти зрителей. А Екатерина Колесникова (жена Волшебника) в своем образе очень убедительна: это действительно та женщина, ради которой муж способен горы свернуть. И сотворить чудеса…
Что любопытно, на премьере в зрительном зале было немало матросов срочной службы с БПК «Адмирал Пантелеев». Чего греха таить, подчас, попадая на спектакль, такие матросики уютно спят в темном зале все полтора часа, и никакое волшебство искусства не способно пробить усталость молодого организма. Но на «Обыкновенном чуде» – и автор этих строк тому свидетель – сладко спящих зрителей не было. Мальчишки в матросской форме смотрели на сцену неотрывно, смеясь там, где было смешно, волнуясь там, где было тревожно. Стало ясно: постановка задела их за живое, напомнила про оставшихся дома девчонок, про первую любовь…
– Пьесы Шварца не просто прекрасны, они сегодня удивительно актуальны, – уверен Станислав Мальцев, главный режиссер театра ТОФ, – потому что обращаются к вечным чувствам, затрагивают самые тонкие струны в душах зрителей.
«Не бойтесь любить! И вы будете счастливы!» – на прощание, уже скрываясь в кулисах, говорит зрителям то ли Волшебник, то сам Евгений Шварц устами Сергея Кашуцкого. Да, «Обыкновенное чудо» действительно заставляет вспомнить о том, что же такое на самом деле счастье. Спускаясь по лестнице после спектакля, я невольно подглядела, как один из зрителей, шагавший ступенькой ниже, набирал в телефоне эсэмэс: «Милая, люблю тебя…». Нужно ли еще что-то говорить?
Автор: Любовь БЕРЧАНСКАЯ