Дороги, которые нас убивают
Вместо ремонта автомагистралей в крае по ним просто запрещают проезд большегрузов, убеждены перевозчики
С 15 апреля в Приморье краевой администрацией введено ограничение движения транспортных средств с грузом или без груза, следующих по дорогам регионального и межмуниципального значения с превышением предельно допустимых нагрузок на оси. Для одиночных осей нагрузка определена в 5 тонн, для двухосных тележек – по 4,5 тонны на каждую ось, для трехосных – по 3,5 тонны. Запрет действует до 14 мая. Ограничение введено в целях сохранности автомобильных дорог. При этом, отметим, в Приморье все дороги рассчитаны под 6-тонную нагрузку на ось.
«Проезд по аварийному мосту сродни гаданию на ромашке: рухнет или устоит?»
«Только за первые пять месяцев работы система «Платон» пополнила дорожный фонд России почти на 6,198 млрд рублей»
«Все автомобильные мосты в Приморье нуждаются в срочной ревизии независимо от года сдачи в эксплуатацию»
Корреспондент «В» выслушал мнение представителей перевозчиков по этому поводу.
Рухнет – не рухнет?
Введение ограничений – дело нужное, но… запоздалое. Не секрет, что состояние асфальтового покрытия даже на федеральной трассе А-370 «Уссури» Владивосток – Хабаровск, в том числе на мостах как части трассы, оставляет желать лучшего уже много лет. Хотя саму магистраль постоянно латают, восстанавливают, облагораживают, но до мостов, видимо, руки не доходят.
Так, по данным ФКУ «Дальуправтодор» (Хабаровск), на автодороге А-370 «Уссури» три мостовых сооружения находятся в аварийном состоянии: мост через реку Репьевку (на пути из Уссурийска в село Михайловка), мост через ручей на 695 километре и мост через ручей на 698 километре. Сегодня, если верить документам, эти инженерно-технические объекты закрыты на капитальный ремонт до 2017 года.
Кроме них на трассе А-370 есть еще восемь мостов со сниженной грузоподъемностью – опять-таки из-за их плохого состояния. Они также закрыты либо на ремонт, либо на реконструкцию вместе с прилегающим участком дорожного полотна. Их ввод в эксплуатацию запланирован на 2022 год. Автомобилистам осталось ждать счастья совсем недолго. Пока же они пользуются объездными путями.
На трассе Уссурийск – поселок Пограничный – госграница расположено 28 мостовых сооружений, построенных еще во времена СССР. Пять из них – в аварийном состоянии, 10 – в неудовлетворительном.
На маршруте село Осиновка – село Рудная Пристань эксплуатируется 127 мостов, которые никогда не знали ремонта. Семь из них могут обрушиться в любой момент, 42 держатся на соплях и молитвах водителей. А ведь по ним ездят легковушки, внедорожники, автобусы, грузовики, тяжелая техника…
Не лучше ситуация и на автомобильных дорогах межмуниципального значения Артем – Находка – порт Восточный, а также через Партизанский перевал, от поселка Шкотово до Партизанска и до Находки. По данным департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, на участке трассы Владивосток – Находка расположено 60 мостовых сооружений. Из них 10 аварийных, 34 – в плачевном состоянии, что вызывает опасения при перевозке пассажиров и грузов.
Более двух лет находится в стадии ремонта мост перед поворотом на Большой Камень. На ладан дышит мост около села Домашлино. Около трех лет назад на нем ограничили пропускную массу автотранспорта, поставили указатель «Аварийный мост». На этом дело и закончилось. Хотя объехать его невозможно: иной дороги на Находку и порт Восточный здесь нет. Поэтому по ненадежному мосту гоняют легковые и большегрузные автомобили, а также междугородние рейсовые автобусы, у которых разрешенная максимальная масса сродни весу большегруза – 15 тонн. Как, например, у корейского автобуса Kia Granbird Greenfield на 45 посадочных мест.
Для справки: при проектировании мостов рассчитывают максимальное давление на плиты пролетов. При этом учитывается размер автотранспорта и давление на пролет каждой оси автомобиля. Исходя из этих расчетов устанавливают дорожные знаки, ограничивающие нагрузку на пролет и запрещающие превышение этой массы. К примеру, 5 тонн на ось и от 10 до 20 тонн общей массы.
Между тем были случаи, когда мостовое перекрытие не выдерживало заявленной нагрузки. Поэтому проезд по аварийному мосту сродни гаданию на ромашке: рухнет или устоит?
Мост через речку Литовку около села Новолитовск в Партизанском районе, на 127 километре трассы Артем – Находка – порт Восточный, не устоял. Как всем известно, 23 февраля два его пролета из пяти обрушились, когда по мосту ехали тяжелый большегруз и легковушка. Грузовой автомобиль шел первым, поэтому власти Приморья поспешили объявить виновником ЧП его водителя, мол, это он спровоцировал катастрофу. Но Госавтоинспекция заняла иную позицию: знака ограничения тоннажа перед мостом не было, значит, водитель не виноват. Точка в этой истории до сих пор не поставлена.
Мины замедленного действия
При этом техническое состояние новолитовского моста не было тайной. В Находке по городскому каналу «Восток-ТВ» еще в 2014 году показывали сюжет о его разрушающихся бетонных опорах и перекрытиях. В 2016-м на совещании в краевой администрации, посвященном «развитию транспортной отрасли в условиях свободного порта Владивосток», представители перевозчиков просили руководство департамента транспорта и дорожного хозяйства срочно обратить внимание на мост через Литовку. Иначе будет поздно! Совещание состоялось 29 января, а через три недели мост рухнул.
– О том, что мост под Новолитовском может обрушиться, я лично говорил представителям департамента на том совещании, – рассказывает Петр Куприянов, помощник председателя профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края. – Наше предупреждение восприняли как шутку. Страшно представить, что было бы, если в тот роковой момент по мосту шел междугородний автобус…
По мнению строителей, этот мост 1959 года постройки попросту… устал. То есть срок его эксплуатации достиг предела. Вот он и не выдержал нагрузки. Не помог и сделанный за год до ЧП косметический ремонт.
А 6 апреля на этой же трассе произошло частичное обрушение моста в селе Романовка. Но в данном случае списали все на плохие природные условия.
Для справки: автомобильная дорога Артем – Находка – порт Восточный имеет региональное подчинение. За ее состояние – за все ямы, ухабы и обветшалые мосты – отвечает ОАО «Примавтодор», которое замыкается на краевую администрацию.
…Около 30 лет назад через реку Партизанскую на пути в Партизанск в спешном порядке был возведен мост. Его строили как временный – взамен моста, снесенного паводком во время тайфуна. Но он стоит и сегодня, словно оправдывая поговорку, что нет ничего более постоянного, чем временное. Сколько еще продержится эта времянка, неизвестно. Никто не обследовал мост на долговечность. А по нему постоянно ездят автомобили, в том числе и большегрузные.
Еще две мины замедленного действия – мост через речку Пасечную и автомобильный мост через реку Партизанскую недалеко от села Екатериновка. В последние годы нагрузка на екатериновский мост возросла из-за увеличившегося автомобильного потока: юг Приморья активно развивается. В мае 2004 года на нем заменили металлические щиты настила. Но ржавеющие балки и опоры остались прежними. А под высоким мостом – глубокая река…
Большое сомнение в надежности вызывают мосты в Лазовском районе на пути в поселок Преображение. Практически все они застелены досками, на многих – щели на проезжей части. А еще там грунтовая трасса Р-448 длиной 80 километров от районного центра, поселка Лазо, до Преображения, на которой запросто можно поцарапать кузов, убить ходовку, лишиться лобового стекла и фар. Не дорога, а ралли-рейд на выживание автомобиля.
А ведь еще осенью 2011 года директор департамента дорожного хозяйства (на тот момент Сергей Филь) обещал уполномоченному по правам человека Владимиру Ушакову, что строительство нового моста в поселке Преображение взамен существующего будет включено в краевую целевую программу «Дороги края (2007–2017 годы)». На календаре май 2016-го, а обещанный мост до сих пор имеется лишь в проекте.
Как и новый мост в селе Соколовка через одноименную речку в том же Лазовском районе. В свое время построить его обещал вице-губернатор Владимир Балан. Говорят, даже принародно клялся собственным зубом, что возведет в Соколовке надежную переправу. Два года назад Владимира Андреевича отправили в отставку, после чего он уехал в Москву, так и не сдержав обещание. А старый мост через Соколовку продолжает разрушаться.
Хватит ли на дороги денег?
Количество аварийных и опасных мостов в крае зашкаливает за три сотни. Вердикт здесь однозначный: все автомобильные мостовые сооружения Приморья нуждаются в срочной ревизии независимо от года сдачи в эксплуатацию. Дабы не произошло еще большей беды. Но кто этим будет заниматься и как быстро это будет сделано, неизвестно.
У предприятия «Примавтодор» нет такой возможности. Достаточно сказать, что для проведения экспертизы рухнувшего моста около Новолитовска привлекались две лицензированные организации из Владивостока и Хабаровска. Более того, у ОАО «Примавтодор» нет специальной службы, которая бы постоянно следила за состоянием мостовых сооружений на дорогах края, как, например, мостовая станция у железнодорожников. Практика показывает, что дорожники включаются в работу, только когда клюнет жареный петух. Как это случилось на речке Литовке или в селе Романовка. Впрочем, сегодня с «Примавтодора» взятки гладки: это предприятие – банкрот.
Между тем в Приморье разрабатывается очередная целевая программа по ремонту мостовых сооружений, рассчитанная до 2020 года. По информации пресс-службы краевой администрации, ее окончательный проект должен быть готов к концу мая. Общая стоимость программы – 4 млрд рублей. Кто их будет осваивать, пока неизвестно. Также трудно сказать, хватит ли этих денег на все аварийные мосты в крае. Но уже заявлено, что среди первоочередных задач – ремонт и строительство мостов в селах Новолитовск, Кроуновка и Яконовка. Что ж, поживем – увидим.
Обложили меня, обложили…
Если верить всезнающему интернет-справочнику «Википедия», в Приморье протяженность автодорожной сети составляет 11,117 тысячи км. Из них 9,454 тысячи – с твердым покрытием. Чтобы содержать такое огромное дорожное хозяйство, нужны немалые средства.
До 2002 года автомобилисты России платили дорожный налог. Это был целевой сбор, который аккумулировался в региональных дорожных фондах, и потратить его можно было только по назначению. Сегодня мы платим транспортный налог. Согласно 56-й статье Бюджетного кодекса РФ он поступает в казну каждого субъекта Федерации. В нашем случае – в бюджет Приморского края.
Исходя из названия налога логично предположить, что за счет этих средств должны ремонтироваться дороги и автомобильные мосты. На деле же все не так просто. На какие цели израсходовать деньги автомобилистов, краевая власть решает самостоятельно. Может направить на ремонт и строительство дорог, а может и на содержание хоккейного клуба «Адмирал». Прозрачность в расходовании транспортного налога не предусмотрена.
Более того, в данном случае чиновники не обязаны отчитываться перед налогоплательщиками, за что спасибо российским законотворцам. Может быть, поэтому в Приморье так много разбитых дорог и аварийных мостов? И большегрузные автомобили, которые постоянно упрекают в уничтожении дорожного покрытия, виноваты здесь лишь отчасти? Кстати, междугородние автобусы тоже не пушинки, но на них гнев дорожных служб почему-то не распространяется…
Кроме того, все владельцы автомобилей отдают государству от 2 до 6 рублей в виде акциза с каждого приобретенного литра бензина. По сути, это тоже налог, только называется иначе. Но и это еще не все!
Под колпаком у «Платона»
С 15 ноября 2015 года к закамуфлированному двойному налогообложению автомобилистов добавилась система взимания денег «Платон» (от сокращенного словосочетания «плата за тонны»). Правда, «Платон» ориентирован только на автомобили с разрешенной максимальной массой более 12 тонн, то есть на большегрузы. Средства, собираемые данной системой, поступают в федеральный бюджет и будут направлены на обеспечение поддержания автомобильных дорог федерального значения, финансирование строительно-ремонтных работ, улучшение дорожно-транспортной инфраструктуры. А также на возмещение вреда, который наносят дорожному покрытию большегрузные автомобили.
А суммы «Платон» собирает астрономические! Только за первые пять месяцев работы система пополнила дорожный фонд России (вы вдумайтесь в эти цифры!) на 6 млрд 197 млн 816 тысяч рублей. Причем это сбор только от 70 процентов общего автопарка страны. Свою копейку в этот «оброк» внесло и Приморье.
Так, по данным профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края, в Дальневосточном регионе зарегистрировано в системе «Платон» 14 тысяч перевозчиков. И почти 7 тысяч не зарегистрировано. Всего получается без малого 21 тысяча перевозчиков. Из их парка в Приморье работает от 10 до 12 тысяч большегрузных машин, обслуживающих международные порты. В крае есть автотранспортные предприятия-монстры, в активе которых от 50 до 200 большегрузов. И очень много маленьких компаний, имеющих от двух до десяти авто. И все они платят транспортный налог – от 20 до 32 тысяч рублей. Плюс «Платону» ежегодно будут отчислять примерно 100–153 тысячи рублей за машину (при тарифе 1,53 руб./км, который действует до 30 июня 2017 года). А иначе штраф!
– Они (краевая администрация. – Прим авт.) рассказывают в прессе, что якобы работают. Но дальше заседаний – никаких действий. На позапрошлой неделе я звонил в департамент дорожного хозяйства, говорю: вы знаете, товарищи дорожники, о том, что частично обвалился мост в селе Романовка? Да, отвечают, знаем, и сегодня мы его сделаем. Через два дня наши перевозчики проехали ночью в сторону Находки и видели, что яма на мосту не заделана. Ее даже не огородили! Поставили только в начале и в конце моста знаки ограничения скорости и по весу. И все! Разве это работа? – возмущается помощник председателя профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края.
Ниже некуда падать
По словам индивидуального предпринимателя Николая Валькова (в его автопарке два большегруза), у приморских перевозчиков нет уверенности, что транспортный налог и деньги, собираемые «Платоном», дойдут до конкретной цели, а временное ограничение движения большегрузов по дорогам края убережет дорожное полотно от разрушения. Перевозчики называют этот запрет игрой в одни ворота. Потому что санкции не коснулись военного транспорта, пассажирских автобусов, в том числе международных, перевозок топлива и почтовых грузов, международных грузоперевозок и еще нескольких видов хозяйственной деятельности, связанных с автоперевозками. То есть кому-то можно давить асфальт, а кому-то нельзя?
На встрече с корреспондентом «В» представители перевозчиков не отрицали, что дороги надо поддерживать в должном состоянии. Но, по их мнению, краевые дорожные службы в данной ситуации показали свою неэффективность.
Вот цитата из письма членов профсоюза транспортных перевозчиков Приморского края полномочному представителю президента РФ в ДвФО Юрию Трутневу и министру экономического развития РФ Алексею Улюкаеву:
«Затягивается реализация реконструкций и ремонт трасс федерального и краевого значения. Мнение грузоперевозчиков, представленное общественными организациями (профсоюзами и ассоциациями), не учитывается, что негативно сказывается на решении данных проблем. Вместо ремонта автомобильных дорог и мостовых сооружений в крае вводятся ограничения движения транспортных средств по дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения. Это вынуждает прекратить доставку грузов автомобильным транспортом из морских портов в конечные пункты назначения. Как следствие, планы правительства по развитию Дальнего Востока, реализация проектов ТОР, свободного порта Владивосток невозможны из-за сложившейся обстановки. Ситуация с дорожной инфраструктурой края не повышает инвестиционную привлекательность, а, наоборот, отталкивает инвесторов».
Во избежание несчастных и трагических случаев перевозчики просят Юрия Трутнева и Алексея Улюкаева «создать межведомственную рабочую группу с привлечением всех служб, необходимых для решения указанных проблем», а также представителей общественных
организаций, выражающих интересы грузоперевозчиков Дальнего Востока.
По словам помощника председателя краевого профсоюза транспортных перевозчиков Петра Куприянова, его коллеги надеются, что петиция найдет понимание и поддержку у высоких московских чиновников. Тем более что 21 апреля, будучи в Петропавловске-Камчатском, вице-премьер Трутнев дал отрицательную оценку работе дальневосточных губернаторов. В частности, куратор Дальнего Востока заявил, что позиции у регионов «плохие и ниже почти некуда падать».
– Мы со стороны общественности хотим принимать участие в разработке планов по ремонту и восстановлению дорог и мостов, а также присутствовать при их исполнении. Мы хотим, чтобы все планы реализовывались не только на бумаге или на заседаниях, но и в реальности. Но нас не слышат. А ведь мы, перевозчики, соинвесторы ремонта дорог и мостов. Мы платим транспортный налог, акцизы при покупке топлива, в систему «Платон». И эти деньги, которые мы заработали, должны вкладываться в дороги и мосты. Это наши деньги! И почему мы не можем спросить у краевой администрации, где эти деньги? На какие цели они потрачены? Но с нами даже говорить не желают, – разводит руками Петр Куприянов.
Признак тупика
– Главное условие любого развития – это в первую очередь хорошие дороги и отлаженная дорожная инфраструктура. И чем лучше автомагистраль, тем выше скорость перемещения по ней товаров и ресурсов. В Приморье развитию края помешал один-единственный рухнувший мост через небольшую речушку. И власть не смогла моментально отреагировать на ЧП. А это уже признак застоя и тупика, – такую мысль в беседе с корреспондентом «В» высказал предприниматель Николай Вальков.
Конечно, можно перед аварийным мостом поставить знак, ограничивающий массу автомобиля, и ничего более не делать. Можно объявить очередной месячник борьбы с большегрузными автомобилями. Только наши дороги и мосты от этого лучше не станут.
Справка «В»
Все автомобили, зарегистрированные в системе «Платон», снабжены бортовым устройством БУ 1201, контролирующим передвижение автотранспорта по маршрутной карте. Контроль производится с помощью спутниковой системы навигации ГЛОНАССС/GPS. Маршрутная карта – документ, позволяющий производить расчет платы в счет возмещения вреда дорожному покрытию при отсутствии бортового устройства.
Автор: Сергей КОЖИН